Какие качества будут нужны ребенку в будущем?

Ниже мы приводим статью Людмилы Петрановской о качествах, которые помогут нашим детям стать успешными и о том, как современная школа не способствует развитию этих качеств.

Но сначала выскажу свое мнение. Лично для меня, как родителя и психолога, тема развития полезных для успеха качеств ребенка в школе уже ясна и закрыта.Я жду от школы ровно столько, сколько она способна на сегодняшний момент дать нашим детям. И не более того. На мой взгляд, не стоит школу наделять сверхответственностью за судьбы наших детей. Качества, о которых пишет автор, вполне реально развивать вне школы, используя, в том числе, различные школьные ситуации (обсуждаем вместе с детьми и делаем выводы), домашние задания, внеурочную деятельность и мн. др.

Давайте задумаемся, а мы, родители, сами способны дать нашим детям успешные жизненные стратегии? Личным примером показать как можно быть креативным, коммуникативным, целеустремленным и пр.? Или будем надеяться на педагогов, которых мы, к сожалению, не выбираем? Не знаем мы их жизненных установок и убеждений, которые они транслируют нашим детям на уроках помимо школьных знаний. Позитивны ли и эти убеждения, созидательны? Можем только гадать, ну или внимательно слушать (и слышать) своих детей и "отлавливать" ограничивающие убеждения и стараться их трансформировать.

Именно поэтому ответственность за будущую успешность наших детей несем мы, родители! А школа - это все лишь часть их жизни, хоть и не малая. Кроме того, школа - это отличное место, где дети могут оттачивать свои коммуникативные навыки под нашим чутким наставничеством.

Я уже писала выше, что различные школьные ситуации могут помочь нам вместе с детьми искать пути решения в, например, конфликтных ситуациях, и потом "отрабатывать" их на практике в школе (вот вам развитие качества "коммуникации", указанного в статье) .

Увлеките своих детей и их друзей совместной подготовкой к Дню рождения (тренировка качества "кооперация").

Покажите на примерах, что у многих жизненных явлений есть "две стороны одной медали", тренируйте в них гибкость мышления (развитие "критического мышления").

Интересно узнать Ваше мнение, дорогие родители, а как Вы помогаете своим детям развивать качества для будущего успеха? Пишите в комментариях!



Статья Людмилы Петрановской:

"Весь современный мир требует – вовлеченности, увлеченности, живости. Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут наиболее нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Я сейчас медленно назову еще раз, а вы про каждое подумайте, как с ними обходится наша сегодняшняя школа.

Коммуникация. Что происходит, когда у нас дети общаются на уроке, учим ли мы их разнообразным способам общения? Я как-то проводила тренинг с учителями, и там были молодые ребята, не изовравшиеся полностью. И когда мы с ними делали такое упражнение – каким мы хотим видеть ребенка на уроке, они прямо сказали «немым и парализованным». Завуч или директор никогда вам такого не скажет, они скажут: «Мы хотим, чтобы у детей развивалась личность, чтобы они были активными гражданами». «Петров, рот закрой и сядь». Какая коммуникация?

Многие родители с претензией говорят: «Да он в школу ходит, чтобы тусить и общаться». Господи, хоть кто-то в школу ходит, чтобы учиться тому, чему правда надо учиться! Дети вообще очень изобретательны, им можно создать абсолютно не подходящую для обучения атмосферу, они все равно найдут, как там поучиться. Они очень любят учиться.

Кооперация – способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов. Учит наша школа этому? Много вы знаете примеров, когда в школе есть работа по группам? Представьте себе, что подготовка к какой-нибудь контрольной или зачету была бы такой: мы бы сделали группу детей и сказали: «Вы, пятеро, будете группой, ваша задача к завтрашнему дню – представить решение этих задач». И эти пять детей идут к кому-то домой или где-то в уютном уголке школы садятся и начинают совместно работать над решением этих задач. При этом дети разные, у них разный уровень подготовки, разный уровень знаний.

Знаете, что наши учителя говорят, когда им предлагаешь такое? «А как я узнаю, что он не списал? А как я узнаю, что это он сам решил, а не вот этот ему решил?» Слушайте, взрослые так и делают. Если вы посмотрите, как организована работа в вашей фирме, в вашем отделе, в вашей небольшой компании, где бы вы ни работали, там так и есть: перед группой ставится задача, группа идет, распределяет, один придумывает, другой аккуратно записывает, третий критикует. Четвертый всех подбадривает и рассказывает, какие мы молодцы. А пятый кофе приносит, и это тоже нужно.

И взрослым мы почему-то позволяем так работать. Хотя понятно, почему: взрослые работают за деньги, и если мы не будем использовать эффективные методы работы, то разоримся, а это эффективный метод работы. Кооперация предусматривает распределение обязанностей в связи с ключевыми компетенциями, особенностями, и согласованность действий. Когда все идут строем и ими командует кто-то один – это не кооперация.

Учит у нас школа кооперации? Да для них это крамола, пойдите предложите такую какую-нибудь форму работы. Сразу идет то, что я вам сказала: «А как мы узнаем, а как мы уличим, что он на самом деле сам не решил?» Да, он сам не решил, но он создавал атмосферу. И когда другой решил и ему объяснил – он понял лучше, чем когда учитель говорил.

Креативность. Креативность мы в детях поощряем? Ну, да, когда мы задали тему: «Сейчас все рисуем Новый год», то ребенок, конечно, «выбирает»: он на елочке нарисует сосульки или шарики. Это креативность у нас. Насколько мы готовы к тому, что ребенок имеет право нарисовать что-то совсем другое? Например, нарисовать одного себя, сидящего на стуле, и сказать: «Это мой Новый год, потому что мне на Новый год будет грустно и одиноко». Учитель к школьному психологу отправит сразу же, немедленно наказание последует за такую креативность.

Что мы скажем, если ребенок сделает по-другому, если он какую-то другую форму выберет, чтобы показать свою мысль? На самом деле поощряется имитация креативности, в узких рамках, «тут узорчик можно чуть по-другому нарисовать». Реальная креативность – это взлом рамок, это взлом шаблонов, это «сделать так, как никто до меня не делал». Да вы что! Если ребенок напишет сочинение так, как никто до него не писал, он не получит ничего хорошего.

И наконец, критическое мышление. Развиваем мы в детях критическое мышление? Упаси Боже, если бы у них появилось критическое мышление, то они бы встали и ушли из этой школы в тот же день. И это не только про детей, но и про взрослых. Людьми без критического мышления управлять просто, поэтому все направлено на то, чтобы оно не случилось, а если случится где-то, то надо скорее затоптать."



Книга Людмилы Петрановской "БОЛЬШАЯ КНИГА ПРО ВАС И ВАШЕГО РЕБЕНКА".

Просмотров: 10

МАСТЕРСКАЯ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Мы проводим тренинги и индивидуальные консультации он-лайн для клиентов из любых городов России и очно в Нижнем Новгороде!

 

г. Нижний Новгород, ул. Почаинская, д. 17, тел.: +7 910 792-00-80, ​master-comm@yandex.ru