Латные доспехи рыцаря: мифы и опровержения. Что представляли собой латные доспехи Доспехи Костяной Косы

Готический доспех, Германия, XV век

Латный доспех уже давно уже стал одним из основных символов Средневековья, будучи визитной карточкой рыцарей и олицетворяя собой могущество и состоятельность владельца. Вокруг лат постоянно возникают самые невероятные и нелепые мифы.

Миланский доспех, Италия, XVI век

Доспех крылатых гусар, Польша, XVI век

Турнирный доспех

Разные типы доспехов в качестве музейных экспонатов

Латы - доспех из крупных металлических пластин, анатомически повторяющий мужскую фигуру. По сравнению с другими видами брони, изготовление такого доспеха было наиболее сложным и требовало немалого количества стали, а потому искусство изготовления лат стало активно развиваться лишь начиная с середины XIV века.

Из-за этих трудностей латный доспех даже в XV веке стоил недешево и часто изготавливался под персональный заказ. Конечно, позволить себе такую роскошь могли только представители знати, поэтому латы и стали символом рыцарства и высокого происхождения. Так насколько же эффективен подобный доспех и стоил ли он своих денег? Давайте разбираться:

Миф 1: латы весили так много, что упавший рыцарь не мог подняться без посторонней помощи

Это не так. Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться вам большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же латники, как правило, сражались на конях. С учетом этого мы получаем приблизительный вес современной экипировки армейского пехотинца. Более тяжелые разновидности относились к доспехам турнирным, нарочно жертвующими подвижностью в пользу увеличения толщины брони, что снижало риск получить травму при ударе копья или падении с лошади.

Современные реконструкторы неоднократно доказывали, что в реплике полного доспеха можно не только быстро бегать, до даже фехтовать и карабкаться на лестницы.

Миф 2: латный доспех можно было легко пробить обычным оружием

И это ложь. Основная отличительная особенность латного доспеха - великолепная сопротивляемость всем видам повреждения. Режущие удары не наносят ему никакого вреда, разве что рыцарь на полном скаку подставится под удар бердыша. Колющие удары могли пробить мягкую, плохо закаленную сталь, но более поздние доспехи неплохо держали и удар острого конца боевого молота. К тому же, доспех (вопреки мнению массовой культуры, любящей украшать латы шипами и ребрами) был исполнен максимально гладким и обтекаемым, чтобы равномерно распределять энергию от удара и увеличивать тем самым прочность всей конструкции. По-настоящему эффективными средствами против латника были кинжалы, которыми из-за максимально короткой дистанции атаки проще всего попасть в сочленения доспеха, и двуручные мечи, специально созданные в качестве контрмер против тяжелой пехоты и кавалерии.

В противовес часто приводят видеозаписи, на которых испытатель пробивает латный нагрудник моргенштерном или люцернхаммером. Здесь нужно отметить, что теоретически это и в самом деле возможно, но нанести прямой удар с широким размахом под идеально прямым углом во время боя очень тяжело, а в противном случае у латника есть все шансы полностью или частично избежать повреждений.

Миф 3: достаточно просто попасть в уязвимое место, и латник будет повержен

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:

Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.

Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

Так чем же были плохи латные доспехи?

Основной минус - требовательность к уходу. Из-за большой площади самого доспеха металл быстро ржавел, и его приходилось предохранять от коррозии. Со временем оружейники научились воронить латы, что делало их более темным и давало неплохую защиту от окисления. В походных условиях доспех смазывали маслом, а в мирное время хранили в изолированных условиях, как правило завернутым в несколько слоев материи. В остальном, доспех был куда эффективнее любых аналогов - перетершиеся ремешки можно быстро и просто заменить, а выправить вмятину на цельной пластине куда проще, чем ремонтировать кольчугу или заменять сегменты в ламеллярной броне.

Впрочем, самостоятельно надеть латный доспех было подчас практически невозможно, а получив ранение - так же тяжело снять. Многие рыцари успевали истечь кровью из пустяковой раны, что выводило их из строя на весь бой.

Конец золотого века лат пришел вместе с началом эпохи огнестрельного оружия. Когда огнестрел появился на вооружении регулярных армий, латы начали постепенно исчезать из обихода. Свинцовая пуля пробивала такой доспех без особых проблем, хотя на ранних этапах, когда мощь огнестрельного оружия была невелика, он все еще могли служить весьма эффективной защитой.





Метки:

Чем должны быть снаряжены и вооружены приключенцы? На первый взгляд – ну, тем, чем их и вооружают в фентези. На второй – тем же, чем и нормальные воины из исторических армий. И только на третий взгляд что-то проясняется. Но обо всём по порядку.

Архетипичные фентези-персонажи имеют различное вооружение, зависящее от их класса и прочих факторов.

Воины предпочитают тяжёлые доспехи, если финансы позволяют, то ходят они исключительно в латах. Стандартное вооружение – огромный щит с мечом, двуручный меч или два меча. Слово «меч» может быть заменено на «топор» или «булава» без значительных последствий. Священники также носят тяжёлые доспехи, щит с булавой или какое-нибудь двуручное ударно-дробящее оружие. Плуты – кожа, два клинка, лук. Маги практически не вооружены и рассматривать их в этом разделе нет необходимости.

Доспехи

Что из себя представляют приключенцы как таковые? Приключенцы – это группа специалистов, которые путешествуют по миру и разруливают те или иные проблемы, преимущественно применяя силу. Но нужно понимать, что большая часть времени жизни приключенцев уходит не на сражения, а на перемещения между сражениями. Стандартной ситуацией является не многодневная битва в городе, а поход на болота для спасения похищенной гоблинами дочери старосты, путешествие за тридевять земель с целью уничтожения древнего артефакта и так далее. И даже если говорить о битве в городе – после неё опять куда-то идти.

Так что приключенцы должны быть снаряжены в первую очередь не для боя, а для похода – который, конечно, почти в любой момент может перейти в бой. Ну, когда гоблины из засады нападут.

Теперь представьте, каково идти километров по 40 в день в сабатонах (латных «ботинках»). Ещё лучше, если погода стоит жаркая, холодная или мокрая. Понятно, что полная выкладка современного пехотинца сравнима по массе с латными доспехами, но… ведь кроме доспехов, приключенцу нужно тащить ещё и рюкзак, палатку и так далее. И обувь, повторюсь, менее удобная. И дороги хуже.

Исторически латные доспехи использовались преимущественно состоятельными кавалеристами. Сидя на коне, можно позволить себе латы во время марша, да и то не всегда – скорее всего, на своей территории благородный дон будет путешествовать налегке, в минимуме доспехов. Латы можно и в телеге везти. С кольчугой аналогичная история – зачем надевать на себя лишние 12 кг железа, если можно без этого обойтись? Тем более что кольчугу, в отличие от латного доспеха, можно надеть достаточно быстро.

Приключенцы, конечно, могут пешком передвигаться в тяжёлом снаряжении. Но недолго – например, из деревни непосредственно в пещеру с гоблинами на другом берегу озера. Но не в другой город – для этого понадобится помощь в виде телег и вьючных животных. Если же ситуация обязывает группу приключенцев перемещаться пешком на дальнюю дистанцию, то экономить на килограммах они будут почище космонавтов.

Нельзя говорить о применимости латных доспехов без упоминания их стоимости. Стоили они очень много. Приключенец, надевший латные доспехи, выглядит уже не как бродяга, а как барон или граф. Потому что далеко не всякий рыцарь, владеющий целой деревней, сможет финансово потянуть их стоимость. Соответственно, если приключенец обладает ресурсами, позволяющими ему владеть латными доспехами, то почему он не может нанять лошадь с повозкой для их перевозки? Путешествие группы настолько богатых лиц – это уже не романтический поход нескольких бродяг без гроша в кармане.

Разновидности доспехов в фентези и истории

Авторы фентезийных и, к сожалению, нередко ещё и исторических произведений нередко следуют сложившемуся фентези-канону относительно доспехов. Этот канон давно стал привычным для большинства увлекающихся людей, «все же знают что вот так». При этом очень многие из этих «общих знаний» являются всего лишь заблуждениями.

Стёганые доспехи (padded/quilted armour)

Стёганые доспехи часто воспринимаются как что-то очень дешёвое, общедоступное и при этом самостоятельное. Дешевизна и общедоступность – да, конечно, это просто ткань, сшитая в несколько слоёв. Но как исторически, так и в наше время, стёганку в основном применяли и применяют в качестве поддоспешника, надеваемого под более тяжёлые металлические доспехи. А это общий момент: следует считать, что в большинстве случаев под любыми доспехами надета стёганка. Исключения были, но погоды не делали.

С другой стороны, самостоятельные стёганки также и существовали и существуют, но выглядят они уже иначе. По форме это чаще уже не безрукавка или свитер, а, скорее, халат. В современности нередко для обозначения самостоятельной стёганки используют слово «гамбезон», хотя исторически гамбезонами назывались как отдельные, так и поддоспешные варианты. Но разделять по смыслу удобнее, поэтому так и оставим.

Эффективность стёганых доспехов как самостоятельного защитного снаряжения выше, чем принято считать. Это же именно доспехи, а не просто толстая одежда. Например, тесты показывают, что гамбезон отлично защищает от стрел и уколов лёгким оружием. Да и эффективность рубяще-режущих ударов снижает, ведь часть их энергии уходит на преодоление самого стёганого доспеха. Но в фентези, по сути, что стёганка есть, что её нет – разницы никакой.

Кожаные доспехи (leather armour)

Кожаных доспехов, традиционных для фентези, вообще никогда не существовало. Что такое фентезийная кожанка? Это, по сути, просто кожаная куртка и штаны из такого же материала. Защита, которую она обеспечивает, ничтожна. Зато выглядит хорошо, особенно если в чёрный выкрасить – спросите любого байкера или, что печальнее, любого режиссёра фентезийной или псевдоисторической кинопродукции. На самом деле кожаные доспехи, конечно, существовали. Но выглядели они совсем иначе.

Главное, что нужно понять, когда речь идёт о коже как основного материала в доспехах – это то, какая именно кожа используется. Так вот, это совсем не та тоненькая кожа, из которой делаются современные куртки. В доспехах применяется толстая, грубая кожа, подобная той, из которой делаются обувные подмётки. Материал тоньше нескольких миллиметров не годится, он просто не защитит ни от чего вообще.

Ламеллярные доспехи пользовались популярностью в основном на востоке, но они были достаточно известны и на западе. Берём кожу правильной толщины, нарезаем на лепестки, скрепляем эти лепестки внахлёст и формируем из получающегося полотна собственно доспех. Отличное снаряжение – особенно если под него надеть стёганку. Достаточно лёгкие, при этом плотные ламеллярные доспехи вполне надёжно останавливают стрелу, особенно идущую вскользь. Режущие и рубящие удары также ослабляются, пробить ламелляр можно либо тяжёлым оружием, либо очень уж хорошим уколом меча. Прорубить клинком – уже вряд ли.

Ламеллярные доспехи можно также изготавливать и из металла. Металлические ламелляры – это уже тяжёлые доспехи, которые исторически могли надеваться на кольчугу, надетую поверх стёганки, конечно. Боец в таком бутерброде может принять на грудь весьма неслабые удары.

Доспехи из варёной кожи (cuir boulli, звучит как «кюр були») – это менее распространённый, но абсолютно историчный вариант кожаных доспехов. Берётся сырая толстая кожа и долго маринуется-варится в различных составах, эмпирически подобранных для хорошего эффекта. Считается, что одним из популярных ингредиентов таких составов была моча. Процесс, в общем, не из приятных. После того, как кожа несколько часов проварится в этом бульоне (родство слов очевидно), её достают, сушат и придают нужную форму. После усадки доспехи готовы. По этой технологии изготавливались не только доспехи, но и самые разные предметы. Итоговый материал напоминает какой-то пластик. Он достаточно прочен, обладает небольшой гибкостью и хорошей упругостью. Если сделать из него просто куртку, то есть один элемент от шеи до пояса, то согнуться в нём будет невозможно. Поэтому кюр були по своей структуре напоминает стальные кирасы. Более того, скорее всего кирасы произошли именно от варёной кожи – об этом, помимо прочих свидетельств, напоминает написание слова «cuirass».

Нередко выделяют шкурные доспехи, (hide armor) – то есть защитное вооружение просто из шкур животных или из их бритого варианта, сырой кожи. Здесь, как ни странно, фентезийный архетип вполне попадает в точку: если такие доспехи и использовались, то всякого рода варварами, не имеющими доступа к нормальной металлургии и даже не умеющими прилично обработать кожу, чтобы хотя бы не воняла. Защищать защищают, но удобства никакого. Ни один вменяемый приключенец при наличии хоть какой-то альтернативы эту дрянь не наденет. Даже варвар переоденется.

Клёпаная кожа (studded leather)

Любимая всеми плутами и прочими обделёнными существами клёпаная кожа достойна отдельного разговора. Почему любимая? Потому что системы считают, что этот доспех обеспечивает наилучшую защиту среди тех разновидностей снаряжения, которые не накладывают никаких пенальти на ловкость владельца. Поэтому персонажи, полагающиеся на свою ловкость, все поголовно пользуются именно ей.

Почему достойна отдельного разговора? Потому что этот бред должен прекратиться. Клёпаная кожа представляет собой тонкую кожу (куртку, не кюр були), к которой прикреплено множество металлических заклёпок. Считается, что удар мечом может попасть на заклёпку и не пробить кожу. Так вот, это и есть бред. Попавший на заклёпку меч просто соскользнёт с неё и прорежет тонкую кожу так, как будто её вообще нет. Более тяжёлое оружие, вроде копья, вообще не заметит наличия заклёпок. Топор или булава просто вырвут заклёпки из окружения и вгонят их непосредственно в тело.

Клёпаная кожа – это просто несколько килограммов «дырок». От этого бессмысленного клише нужно отказаться.

Кольчуга (chain mail, mail)

Слово «mail», «maille» исторически обозначало именно кольчугу. Понятия «кольчуга» и «доспехи» были синонимами. Затем появились латы, «plate mail», но кольчуга всё ещё называлась просто словом «mail», а «chainmail» (пробел, как обычно, избыточен) – это новодел. Но к нему всё равно все уже привыкли.

Кольчуга появилась самое позднее в 4 веку до нашей эры. Постепенно этот вид доспехов распространился вообще на всю тогдашнюю ойкумену, став основным защитным снаряжением на западе. На востоке шире использовались всякие ламелляры, но кольчуга также была известна, хотя и не являлась самым распространённым доспехом.

Что такое кольчуга физически – знают все. Металлические колечки скрепляются и переплетаются, образуя «ткань», из которой потом формируется «свитер». Очевидно, что столь популярное и распространённое защитное снаряжение было достаточно разнообразно. У кольчуги могут быть как короткие, так и длинные рукава, при этом с короткорукавными кольчугами используются отдельные наручи. Общая длина кольчуги также может быть разной – понятно, что более длинная кольчуга прикрывает бёдра, но больше весит.

Весит она действительно немало, около 10 кг. Если не использовать тугой ремень, то вся эта масса ложится на плечи владельца. Долго ходить в кольчуге, особенно без ремня, не слишком удобно, изматывает – хотя это и лучше, чем тащить лишний десяток килограмм в рюкзаке. Важным плюсом кольчуги по сравнению с любым другим тяжёлым доспехом является скорость её надевания – свитер он и есть свитер. В случае внезапного нападения лучше накинуть кольчугу как есть, без поддоспешника и ремня, чем не надевать доспехи вовсе.

Эксперименты показывают, что кольчуга не слишком хорошо защищает от стрел – прямое попадание из военного лука её пробивает. Но на этот случай и существует стёганый поддоспешник, неплохо останавливающий стрелы. Зато рубящие удары клинковым оружием кольчуга почти игнорирует – они не опасны для жизни, только синяки остаются. Конечно, смотря как и чем ударить: например, фальшион-тесак всё-таки способен по крайней мере на время выключить руку, по которой бьёт. Особенно без поддоспешного стегача. Специальное и тяжёлое оружие, типа булавы и копья, конечно, кольчуге не остановить. Но, тем не менее – проблему защиты от мечей кольчуга решает более чем удовлетворительно. При этом она очень доступна, любой рыцарь и большинство профессиональных солдат могли себе её позволить. Распространение кольчуги привело к снижению роли меча на поле боя и к специализации клинкового оружия для нанесения уколов, с помощью которых её всё-таки можно было пробить.

Чешуйчатые доспехи (scale mail/armour)

Берём металл, формируем из него чешуйки, нашиваем их на кожаную или тканную основу или просто скрепляем подобно кожаному ламелляру. Получаем достаточно примитивные доспехи, которые действительно использовались исторически – в основном, до нашей эры. Однако, с изобретением и распространением кольчуги, чешуя почти моментально вышла из употребления, потому что кольчуга оказалась легче и защищала лучше, а по стоимости была сравнима. Поэтому в фентези с кольчугами, арбалетами и тем более латными доспехами чешуе делать нечего, она там выглядит явным анахронизмом. Разве что какие-нибудь особо тупые гоблины могут ей пользоваться, но и то сомнительно – кольчуга же есть.

Кольцевые доспехи (ring mail)

Кольца, нашитые вперехлёст на кожаную или тканную основу. Исторически такие доспехи, возможно, изредка встречались в Азии. Нет ни одного археологического свидетельства их наличия в Европе. По своим свойствам проигрывают кольчуге. В целом – бессмысленная попытка дизайнеров разнообразить доступное снаряжение или визуально выделить каких-то персонажей. Например, встречается в телесериале «Викинги» в качестве доспехов Рагнара Лодброка. Что является бредом, так как успешный лидер викингов носил бы кольчугу, как и все остальные, а не более примитивный и слабый доспех.

Шинные доспехи (splint mail/armour)

Полосы и бруски из металла, расположенные вертикально вдоль прикрываемой части тела. Чаще всего по этой технологии изготавливались наручи и поножи – они обеспечивают достаточную защиту от рубящего удара, подобно лангетам на древковом оружии. В фентези неплохую нишевую идею возвели в маразм, предлагая защищать туловище такими же вертикальными палками. Очевидно, что подобная кираса лишит несчастного владельца возможности сгибаться в животе. Поэтому шинными могут быть только элементы защиты рук и ног, не более того.

Пластинчатые доспехи (plated mail, plate-and-mail armour)

Берётся кольчуга, в некоторые места которой закрепляются металлические пластины. Полученный доспех в широком смысле именуют кольчато-пластинчатым, но не существует отдельно «пластинчатого» доспеха без колец, так что можно сократить название. Доспехи этого типа были очень разнообразны. Встречались те или иные разновидности пластинчатого доспеха повсеместно от восточной Европы до Кореи и Японии.

Разновидностей было достаточно много, но можно выделить несколько самых важных. Калантарь, самый грубый вариант, просто включал вплетение нескольких крупных пластин на груди и животе без перехлёста. Юшман – тоже крупные пластины, но уже с перехлёстом. Бехтерец – множество мелких пластин с большим перехлёстом.

Пластинчатые доспехи было не сильно сложнее изготовить, чем просто кольчужные, при этом защиту они обеспечивали более высокую. Практически бесполезно пытаться проколоть пластинчатую часть доспеха, поэтому допустимая область атаки уменьшалась. Конечно, против люцернского молота никакие пластины помочь не в состоянии, но идея всё равно неплохая.

Вариантом пластинчатого доспеха можно считать бригандину, о которой уже упоминалось ранее. Берётся тканная основа в форме куртки, на неё нашиваются пластины с перехлёстом или без, сверху пришивается, грубо говоря, ещё одна куртка. Получается удобная, практичная, недорогая защита.

Зерцальные доспехи (mirror armour)

Берётся большая пластина и закрепляется на груди и животе. Или несколько таких пластин. Или делается коробочка из четырёх пластин, защищающих грудь-живот, спину и бока под руками. Всё это дело надевается поверх кольчуги. Каждая из пластин называется зерцалом. Часто это не просто пластина, а декорированный круглый «щит» или что-то подобное.

Данный тип доспехов был популярен на Руси, в восточной Европе и в Азии. В фентезийных играх практически не встречается, потому что их авторы мало знают об истории за пределами западной Европы. Зато попадается в фильмах, как правило – на антагонистах, вроде орков и арабов. Выглядит красиво и экзотично, поэтому ничего удивительного.

Совокупность идей зерцального доспеха и кюр були привела к появлению полноценной стальной кирасы как основы полного латного доспеха.

Ламинарные доспехи (laminar armour, banded mail/armour)

Горизонтальные пластины нашиваются на тканную основу. Самый известный вариант таких доспехов – римская лорика сегментата. Применялась, понятное дело, в античности, при этом даже в легионах ей снаряжались далеко не все солдаты – тем, кто попроще, приходилось обходиться кольчугой.

В средние века ламинарными доспехами не пользовались. Вероятно, считали их не слишком удобным компромиссом между лёгкостью и гибкостью кольчуги или пластинчатого доспеха и защищённостью латного доспеха. В эпоху возрождения их попытались одно время производить, но при наличии технологий производства лат особого смысла в ламинарных доспехах уже не было.

Латные доспехи (plate, full plate mail/armour)

Все знают, что такое латные доспехи, но не все в курсе относительно их возможностей.

Латные доспехи дают полный иммунитет к рубящим ударам рыцарского меча и аналогичного оружия. Если бы латные доспехи можно было прорубить мечом, то они бы вообще никому не были нужны. Поэтому сцены из разных фильмов и, особенно, заставок компьютерных игр, где один благородный дон в латах успешно рубит другого мечом в кирасу – это полный бред. Повредить латника можно, проколов его в слабое место, вроде щели забрала шлема, подмышки, где «всего лишь» кольчужная защита, в пах под кирасу и так далее. Варианты есть, но их мало и они труднодоступны, в большинстве своём требуют предварительного обездвиживания латника.

При отсутствии специального оружия для борьбы с латниками, мечом можно пытаться поразить противника с помощью очень точных уколов в эти слабые места. При этом оружие лучше взять правой рукой где обычно, а левой – за середину клинка, чтобы превратить меч в подобие короткого копья, жёсткого и очень точно управляемого. Как альтернатива – техника ударов крестовиной и яблоком, при которой меч берётся руками за клинок. Возражения об остроте лезвия отметаются как историческими свидетельствами, так и современными экспериментами.

Булава обеспечивает возможность повреждения тела под доспехами, но не более того. Против лат классические булавы уже слабо годятся. Топоры против лат тоже помогают уже не очень хорошо, их пределом является кольчуга. Поэтому надёжнее использовать специализированное оружие: боевой молот. Исторические боевые молоты не имеют ничего общего с фентезийным вариантом «огромный стальной кирпич на длинном тоненьком древке». Такого рода фентезийные кувалды неправдоподобны и бессмысленны. Нормальный боевой молот – это сравнительно небольшая боевая часть на достаточно коротком одноручном древке. Двуручные варианты тоже встречались, так называемые люцернские молоты или вороньи клювы – и они, опять же, не обладали особенно массивной боевой частью. С одной стороны боевой части молота находится собственно молот, а с другой – узкий клевец.

Традиционные копья против лат тоже помогали не слишком хорошо, поэтому пришлось специализироваться. Появились альшписсы, короткие копья с длинными и очень жёсткими наконечниками. Альшписсом, особенно с разбега, таки можно проткнуть латы. При этом наконечник, равный по длине клинку меча, позволяет копейщику вполне эффективно противодействовать вооружению латника.

Следует помнить о том, что латник, как правило, сидит на лошади, которая также облачена в латы. И он совсем не один. И в свалке участвовать не любит, предпочитая разогнать коня, ударить лэнсом, развернуться и повторить. Но, конечно, может и спешиться. Спешенный латник, скорее всего, будет вооружён позднесредневековым щитом, так называемым хитером. Это сравнительно небольшой треугольный щит из толстого дерева или металла. Хитер, в отличие от более ранних и значительно более лёгких викингских щитов, практически невозможно повредить. Его задача – превращение опасных прямых ударов в безопасные скользящие. Смена траектории удара даже опаснейшим двуручным люцернским молотом даёт возможность принять удар на доспехи, подойти к противнику и спокойно поразить его рыцарским мечом.

Пеший латник также может быть вооружён длинным древковым оружием типа алебарды или двуручным мечом. В этом случае он теряет возможность использовать хитер, хотя какой-нибудь тарч, прикрученный к предплечью, всяко лучше, чем ничего. Зато атакующие возможности возрастают: латник с двуручным мечом достаточно уверенно чувствует себя даже против строя пикинёров. Разумеется, не в одиночку, а при поддержке такого же строя товарищей.

Считается, что латы – это что-то очень неуклюжее и тяжёлое. Так вот, это неверно. Военные латы, в отличие от турнирных, о которых чуть ниже, не были «слишком» тяжёлыми. Многие думают, что латник, упавший на спину, например, вообще не может подняться. Ну что тут скажешь: смотрите видео.

Добавлю, что проводились эксперименты – подготовленный человек в латах может даже плавать. Теоретики, считающие латы чем-то дико тяжёлым, не учитывают образа жизни людей, которым приходилось эти латы носить. Интернета и телевидения у них тогда не было, а печень не резиновая, поэтому значительную часть досуга рыцари посвящали тренировкам. Понятно, что если надеть латы на современного горожанина, то ему будет неудобно. Для рыцаря же латный доспех – это вторая кожа.

Турнирные латы – отдельная тема. В отличие от военных, обеспечивающих необходимую мобильность, турнирные латы специализировались для максимальной защиты в ущерб вообще всему. В них, да, и встать самостоятельно нельзя, и на коня самостоятельно запрыгнуть. Но это не военное снаряжение, а «спортивное».

Доспехи – штука персональная. Даже обычная повседневная одежда имеет деление на размеры. Ваша куртка не подойдёт человеку крупнее или мельче вас. С доспехами та же история, но если кольчугу ещё можно представить более-менее безразмерной, то латные доспехи должны изготавливаться или хотя бы подгоняться под конкретного владельца. Поэтому идея «приключенец нашёл латы в подземелье и немедленно переоделся», мягко говоря, натянута.

Отдельно следует поговорить о столь распространённых в фентези шипах и прочих конструктивных элементах декора. Это такой же бред, как и рогатые шлемы. За шип можно схватить рукой, удар в шип может испортить доспех, а сами шипы – значительная прибавка к массе доспеха, никому не нужная. Поздние, наиболее совершенные латы миланского типа, имеют округлые обтекаемые формы – именно к ним привела эволюция.

Наконец, нельзя не вспомнить о такой «блестящей» идее всех гейм-дизайнеров, как женские латные кирасы. Ну, с двумя выпуклостями под молочные железы. Форму, думаю, все представляют. Так вот, эти выпуклости потрясающе удобно ведут удар прямо в центр груди. К грудине и сердцу. Бей как попало – не промахнёшься. Реальные женские кирасы ну ничем не будут отличаться от мужских. Может быть, кирасы для особо выдающихся дам просто будут чуть-чуть попросторнее в верхней части, но не более того. Про латные бикини, равно как и кольчужные, вообще можно спокойно молчать, тут и так всё понятно.

Так что с доспехами-то?

Основным универсальным вариантом тяжёлых доспехов в фентези должны быть кольчуги и пластинчатые доспехи, а также бригандины, которые как раз можно считать промежуточным, «средним» вариантом. Персонаж из более примитивной культуры может «похвастаться» ламинаром или даже чешуёй. Для менее состоятельных приключенцев – кожаные кюр були и ламелляры. Лёгкие доспехи – это стёганки-гамбезоны.

Это на случай похода. Если же ожидается сражение и есть возможность к нему подготовиться, то нет никаких причин не облачиться в латные доспехи. Идеи вроде «но латные доспехи лишь замедлят перемещения моего суперловкого персонажа» следует убрать куда подальше. Конечно, если персонаж собирается торчать где-то вдали и вести обстрел из лука, то латы ему не нужны, но если ожидается участие в ближнем бою, то вариантов мало. Каким бы ловким персонаж ни был, получение полного иммунитета от большинства распространённых видов оружия дорого стоит. А ловкость – дело отличное, нужное в том числе и в доспешном бою.

Также следует помнить про частичную защиту. Даже если магу нужны свободные руки для плетения заклинаний, на тело он вполне может надеть кольчужную жилетку, зерцало, да и кирасу из кожи (кюр були) или привычную стальную. Предплечья, по которым легко попасть, также можно защитить наручами. А магические робы вообще следует изготавливать на основе гамбезонов, а не банных халатов.

Латный доспех уже давно уже стал одним из основных символов Средневековья, будучи визитной карточкой рыцарей и олицетворяя собой могущество и состоятельность владельца. Вокруг лат постоянно возникают самые невероятные и нелепые мифы.

Латы - доспех из крупных металлических пластин, анатомически повторяющий мужскую фигуру. По сравнению с другими видами брони, изготовление такого доспеха было наиболее сложным и требовало немалого количества стали, а потому искусство изготовления лат стало активно развиваться лишь начиная с середины XIV века.

Из-за этих трудностей латный доспех даже в XV веке стоил недешево и часто изготавливался под персональный заказ. Конечно, позволить себе такую роскошь могли только представители знати, поэтому латы и стали символом рыцарства и высокого происхождения. Так насколько же эффективен подобный доспех и стоил ли он своих денег? Давайте разбираться:

МИФ 1: ЛАТЫ ВЕСИЛИ ТАК МНОГО, ЧТО УПАВШИЙ РЫЦАРЬ НЕ МОГ ПОДНЯТЬСЯ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

Это не так. Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться вам большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же латники, как правило, сражались на конях. С учетом этого мы получаем приблизительный вес современной экипировки армейского пехотинца. Более тяжелые разновидности относились к доспехам турнирным, нарочно жертвующими подвижностью в пользу увеличения толщины брони, что снижало риск получить травму при ударе копья или падении с лошади.
Современные реконструкторы неоднократно доказывали, что в реплике полного доспеха можно не только быстро бегать, до даже фехтовать и карабкаться на лестницы.

МИФ 2: ЛАТНЫЙ ДОСПЕХ МОЖНО БЫЛО ЛЕГКО ПРОБИТЬ ОБЫЧНЫМ ОРУЖИЕМ

И это ложь. Основная отличительная особенность латного доспеха - великолепная сопротивляемость всем видам повреждения. Режущие удары не наносят ему никакого вреда, разве что рыцарь на полном скаку подставится под удар бердыша. Колющие удары могли пробить мягкую, плохо закаленную сталь, но более поздние доспехи неплохо держали и удар острого конца боевого молота. К тому же, доспех (вопреки мнению массовой культуры, любящей украшать латы шипами и ребрами) был исполнен максимально гладким и обтекаемым, чтобы равномерно распределять энергию от удара и увеличивать тем самым прочность всей конструкции. По-настоящему эффективными средствами против латника были кинжалы, которыми из-за максимально короткой дистанции атаки проще всего попасть в сочленения доспеха, и двуручные мечи, специально созданные в качестве контрмер против тяжелой пехоты и кавалерии.

В противовес часто приводят видеозаписи, на которых испытатель пробивает латный нагрудник моргенштерном или люцернхаммером. Здесь нужно отметить, что теоретически это и в самом деле возможно, но нанести прямой удар с широким размахом под идеально прямым углом во время боя очень тяжело, а в противном случае у латника есть все шансы полностью или частично избежать повреждений.

МИФ 3: ДОСТАТОЧНО ПРОСТО ПОПАСТЬ В УЯЗВИМОЕ МЕСТО, И ЛАТНИК БУДЕТ ПОВЕРЖЕН

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:
Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.
Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

ТАК ЧЕМ ЖЕ БЫЛИ ПЛОХИ ЛАТНЫЕ ДОСПЕХИ?

Основной минус - требовательность к уходу. Из-за большой площади самого доспеха металл быстро ржавел, и его приходилось предохранять от коррозии. Со временем оружейники научились воронить латы, что делало их более темным и давало неплохую защиту от окисления. В походных условиях доспех смазывали маслом, а в мирное время хранили в изолированных условиях, как правило завернутым в несколько слоев материи. В остальном, доспех был куда эффективнее любых аналогов - перетершиеся ремешки можно быстро и просто заменить, а выправить вмятину на цельной пластине куда проще, чем ремонтировать кольчугу или заменять сегменты в ламеллярной броне.
Впрочем, самостоятельно надеть латный доспех было подчас практически невозможно, а получив ранение - так же тяжело снять. Многие рыцари успевали истечь кровью из пустяковой раны, что выводило их из строя на весь бой.

Конец золотого века лат пришел вместе с началом эпохи огнестрельного оружия. Когда огнестрел появился на вооружении регулярных армий, латы начали постепенно исчезать из обихода. Свинцовая пуля пробивала такой доспех без особых проблем, хотя на ранних этапах, когда мощь огнестрельного оружия была невелика, он все еще могли служить весьма эффективной защитой.

Портал в Гробнице Саргераса открывается, и уже буквально на днях, 10 августа, после еженедельного технического обслуживания серверов начнутся вторжения демонов в Азерот. Мы разузнали все планы Пылающего Легиона и подготовили для вас руководство о том, что нас ждет.

Руководство базируется на данных Wowhead и ряда других источников. Вся информация была взята из тестовых версий World of Warcraft и может измениться к моменту официального запуска мирового события.

Вторжения демонов

10 августа (9 августа в Америке), в 09:00 по серверному времени после ежедневного сброса сервера, начнутся вторжения демонов в различные классические зоны Азерота. Данное игровое событие будет длиться 20 дней, вплоть до выхода дополнения Legion 30 августа, и с каждой неделей вторжения будут происходит все чаще и чаще. Вторжения могут происходить в следующих шести локациях:

Вторжения демонов, фактически, представляют из себя задания в открытом мире, которые мы будем делать на Расколотых остров после получения 110 уровня (аналог системы поручений из Diablo III). Чтобы узнать, в каких локациях сейчас происходят вторжения демонов, достаточно открыть карту, на которой постоянно обновляется информация об атакуемых зонах. По аналогии с локациями Расколотых островов, контент демонических вторжений автоматически адаптируется под уровень игрока с 10 по 100, поэтому даже у героев Азерота, которые давно не играли, будет возможность внести свой вклад в общее дело.

За участие во вторжениях демонов вы можете получить два великих подвига — за участие в отражении одного вторжения (Противостояние Легиону) и за участие в в отражении всех шести возможных вторжений (Защитник Азерота: Вторжения Легиона).

Каждое вторжение представляет из себя сценарий из 4 этапов, в выполнении которого участвуют все игроки в локации:

  • Этап 1: защитить точку вторжения. Например, в Дун Мороге это Каранос, а в Северных Степях — Перекресток.
  • Этап 2: победить демона-командующего и двух его лейтенантов.
  • Этап 3: дать отпор силам Легиона по всей локации. На карте можно увидеть места, где находятся противник. Прогресс выполняется при убийстве противников и спасении дружественных раненых NPC.
  • Этап 4: победить босса в точке вторжения. Эти боссы могут представлять опасность, и они используют способности вроде призыва вулканов с Пылающими разломами или Сумеречной бури .

Герои Альянса и Орды будут участвовать в общем деле в ходе вторжений демонов. В защите будут принимать участие известные герои, вроде Торгового принца Галливикса в Азшаре, Синя Гогельмогель в Танарисе или Мурадина и Мойры в Дун Мороге. Игроки также смогут применять в обороне различные технические средства, включая бомбы, паровые танки и разрушителей. Помогут в защите Азерота и ряд положительных эффектов, в том числе Решимость героя и Вдохновение .

Осколки пустоты и награды

Разумеется, как и в случае с любым крупным игровым событием перед выходом дополнения, вторжения демонов не обойдутся без наград, и здесь разработчики очень хорошо постарались. За участие в обороне локаций от Пылающего Легиона вы будете получать новую валюту, Осколки Пустоты :

  • Завершение первого этапа вторжения не дает никаких наград.
  • За выполнение второго этапа вы получаете Маленький сундук Легиона , содержащий 5 Осколков Пустоты и предмет экипировки 700-го уровня с шансом на получение оружия и Сгущенной Скверны .
  • За выполнение третьего этапа вы получаете 10 Осколков Пустоты.
  • За полное завершение отражения вторжения демонов вы получаете Большой сундук Легиона , содержащий 10 Осколков Пустоты и предмет экипировки 700-го уровня с шансом на получение оружия и Сгущенной Скверны .
  • За отражение своего первого вторжения демонов вы получаете дополнительно 10 Осколков Пустоты.
  • За победу над боссами в ходе второго и третьего этапа вторжения вы получаете по 5-8 Осколков Пустоты.

Осколки пустоты вы сможете обменять у Плененных змееустов на множество наград, включая экипировку 700-го уровня, питомца, наборы трансмогрификации и другое. Этих подозрительно похожих на алчных гоблинов демонов вы сможете найти в лагерях Иллидари в Штормграде, Оргриммаре и рядом с точками вторжений. В таблице ниже представлен их ассортимент.

Цена Предмет
1 Одеяние боевого лекаря
3 Камень Скверны
3 Зелье защиты Скверны
50 Инфернальный шнурованный ремень
50 Зараженная Скверной подвеска легионера
50 Перстень подчинения Легиону
50 Искаженное Пустотой кольцо
50 Хребет ловца Скверны
50 Талисман инквизитора
50 Пелерина командира демонов
50 Знак клана мо’аргов
150 Детеныш сквернотопыря
150 Сгущенная Скверна
200 Комплект снаряжения: пропитанные Скверной тканевые доспехи
200 Комплект снаряжения: кожаные доспехи покрова Скверны
200 Комплект снаряжения: кольчужные доспехи из колец Скверны
200 Комплект снаряжения: латные доспехи из кузни Скверны

Пропитанные Скверной тканевые доспехи Кожаные доспехи покрова Скверны Кольчужные доспехи из колец Скверны Латные доспехи из кузни Скверны Детеныш сквернотопыря