Основные международные события в туризме. Международные туристские мероприятия. Основные типы мероприятий

Целенаправленное развитие туризма и совершенствование туристской деятельности осуществляется и через международные туристские мероприятия. К их числу относятся туристские биржи, туристские выставки и туристские торговые ярмарки. Это Международная туристская биржа в Берлине (ИТБ), Всемирный туристский рынок в Лондоне, Международная туристская ярмарка в Мадриде (ФИТУР), Лейпцигская ярмарка путешествий.

Основными мероприятиями, проводимыми международными туристскими организациями, являются научные конгрессы и симпозиумы, ассамблеи, форумы, практические конференции, встречи и семинары, тематические кампании, декады, дни, целевые проекты.

Всемирная туристская организация проводит свои Генеральные ассамблеи один раз в два года. На ассамблеях утверждаются бюджет и программа деятельности организации, обсуждаются актуальные вопросы развития туристской индустрии.

ВТО организует, созывает и проводит международные конференции. Важную роль в регулировании туризма сыграли Всемирная конференция по туризму в Маниле (1980 г.), Всемирная конференция по туризму в Акапулько (1982 г.), Межпарламентская конференция по туризму в Гааге (1989 г.), принявшая Гаагскую декларацию по туризму, и другие конференции, форумы и встречи.

ВТО подготовила и осуществляет два крупных проекта: "Шелковый путь" (с 1994 г.) и "Маршрутом рабов" (с 1995 г.). В настоящее время ВТО готовит кампанию против детского секстуризма.

ИАТА проводит международные конгрессы и конференции совместно с другими организациями, такими как Международная организация гражданской авиации (ИСАО), Международный союз телекоммуникаций. На них принимаются международные конвенции и соглашения, например Чикагская конвенция по тарифам, принятая на Чикагской конференции 1944 г. В 2000 г. PLATA провела и планирует провести такие мероприятия, как Встреча министров транспорта в рамках кампании против задержек рейсов авиаперевозчиков в Брюсселе, Конференцию по менеджменту отношений с клиентами в Майами, Встречу авиакомпаний на высшем уровне по финансированию в Нью-Йорке и другие научно-практические мероприятия. ИАТА готовит и реализует учебные программы, например в 2000 г. совместно с Всемирной федерацией ассоциаций туристских агентств (УФТАА) "Новую международную программу подготовки ИАТА/УФТАА". ИАТА осуществляет мероприятия для облегчения взаимодействия авиакомпаний и турагентов. Так, в своей структуре ИАТА открыла специальное отделение - Международную организацию агентов авиакомпаний (ИАТАН).

ПАТА проводит такие мероприятия, как туристские биржи, например Тихоокеанская туристская биржа в Сиднее; туристские рынки, как, например, Рынок путешествий ПАТА в Сингапуре; ежегодные конференции ПАТА (в 2000 г. такая конференция состоится в Куала Лумпуре, Малайзия); специализированные конференции (в 2000 г. в Непале прошла XII Конференция по приключенческому и экотуризму по теме "Минимум воздействия - максимум опыта"; в 2001 г. ПАТА запланировала провести XIII Конференцию в Шри-Ланке); ежегодные встречи ПАТА по Северной и Южной Америке (в 2000 г. - в Сан-Диего - США), туристские форумы (в 2000 г. в Пном-Пене состоялся V Туристский форум ПАТА, ключевой темой которого стало "Открытие жемчужин туризма в новом веке").

ХОТРЕК проводит такие международные мероприятия, как "круглые столы" (в 1996 г. в Генуе - "круглый стол" по проблемам конкуренции в туризме и ее влиянии на индустрию гостиниц, ресторанов и кафе); семинары (в 1997 г. в Стокгольме - семинар по проблемам охраны и защиты окружающей среды в условиях развития европейской гостинично-ресторанной индустрии); симпозиумы (в 1997 г. - симпозиум по налогам в гостинично-ресторанной отрасли). ХОТРЕК участвует в создании новых организаций и союзов. Так, например, в 1995 г. ХОТРЕК объединилась с ЕСТАА (Группа ассоциаций национальных турагентов и туроператоров в Европейском Союзе) в рамках сети НЕТ (Сеть европейских частных предпринимателей в туристском секторе). ХОТРЕК регулярно выпускает информационный листок "Живьем из Брюсселя", а также актуальные публикации по проблемам и перспективам развития гостинично-ресторанной отрасли. Так, например, презентация издания "150 мер Европейского Союза, влияющих на рестораны и кафе" в 1998 г. сопровождалась спектаклем "Кафе "Будущее Европы"", где в юмористической форме остро поднимались вопросы чрезмерного регулирования и высокого налогообложения в европейском секторе гостиниц, ресторанов и кафе.

БИТС для решения задач по развитию и продвижению социального туризма в мире проводит такие мероприятия, как международные встречи, конгрессы, симпозиумы, семинары, "круглые столы". Так, в 1999 г. в Квебеке состоялась I Встреча по социальному туризму, а в Мехико - Семинар по молодежному туризму стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В 2000 г. Бюро готовит Всемирный конгресс БИТС в Наполи (Италия) и Международный форум по молодежным обменам в Намуре (Бельгия). БИТС издает ежеквартальный журнал "Международный социальный туризм".

Одно из основных международных мероприятий, проводимых ФИЖЕТ, - церемония награждения страны, города или организации за выдающийся вклад в развитие туризма. Победителю вручается "Золотое яблоко" ФИЖЕТ. Этой награды удостоились в 1996 г. город Дубровник (Югославия), а в 1997 г. - I Москва.

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

1. Общее положение.

2. Обязанности при проведении соревнований.

3. Требования к руководителю к спортивного ориентирования, экскурсий.

4. Обязанности руководителя по организации, подготовке и проведению

соревнований

7. Контроль за движением групп по маршруту.

8. Техника безопасности.

9.Отчет о проведении соревнований

ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Приказ школы о проведении похода, указать срок, маршрут, список

детей, ответственными за безопасное пребывание детей + родители.

2. Уведомить УО о сроке, маршруте, количестве участников,

ответственных лиц, использование транспорта. Список детей, допуск к соревнованиям медицинского работника.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

В походах, экскурсиях и экспедициях юные туристы приобретают походные и бивачные навыки, совершенствуют технику передвижения по различным формам рельефа, изучают природу, историю и культуру родного края, участвуют в работе по охране окружающей среды, ведут краеведческие наблюдения.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.

В нашей школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, однодневные, которые могут иметь разные цели:

    оздоровительные

  • спортивные

познавательные и другие цели.

В НАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОВОДЯТСЯ ДВА, РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Тур - старты» - это оздоровительное мероприятие. Когда нет возможности выхода за пределы школы – я тур старты провожу на территории школы для учащихся 5-8 классов (несколько часов).

Цел и и задачи : знакомство с таким видом спорта, как туризм; про-
буждение интереса к занятию туризмом; воспитание навыков
взаимовыручки и взаимопомощи.

«Тур - слет» - это мероприятие оздоровительной направленности, проводится в Пролетарском районе как спортивное ориентирование в год трижды.

« Золотая осень», « Зимние тропы», « Весенние игры», для учащихся 5-8 классов.

Цел и и задачи : знакомство с таким видом спорта, как туризм, спортивное ориентирование; про-
буждение интереса к занятию туризмом; оздоровление учащихся; воспитание чувста коллективизма

Утверждаю

Директор МОУ « Школа №140 г. Донецка»

Е. А. Фадеева

«Тур - старты»

Документация

Положение

о проведении внутришкольных соревнований

«Тур - старты»

Цели и задачи:

Знакомство с таким видом спорта, как туризм;

Пробуждение интереса к занятию туризмом;

    популяризация туризма среди учащиеся;

    формирование стремления учащихся к здоровому образу жизни;

    воспитание навыков взаимовыручки и взаимопомощи;

Место и время проведения:

Турстарты проводятся 17.09.2011 года на территории МОУ « Школа №140 г. Донецка» С 13 – 00.

Организация, руководство и проведение:

Общее руководство и проведение осуществляется руководитель ШСК, педагогом – организатором.

Участники соревнований:

В соревнованиях принимают участие 5-8 классы по состоянию здоровья относящиеся к основной мед. группе. Состав команды: 5 мальчиков, 5 девочек.

Награждение

Команды занявшие 1, 2 и 3 место, награждаются грамотами.

Программа соревнований:

    Название команды, девиз;

    Мяч по воротам (пенальти, количество забитых голов);

    Встречная эстафета (60м, общее время);

    Прыжок с места (последовательное выполнение);

    Сложить костер (выложить из палочек шалаш или колодец в эстафетном порядке всей команде, на время);

    Полоса препятствий;

    Оказание первой медицинской помощи (вопросы):

1. Первая медицинская помощь при порезах;

    Первая медицинская помощь при ушибах;

    Первая медицинская помощь при переломе конечностей;

Лист для прохождения этапов

Название команды____________________________

Класс_________________

Общий результат,

Штрафные баллы

Сумма баллов

Ответст­венный

Мяч по воротам

Встречная эстафета

Полоса препятствий

Прыжок с места

Мед. помощь

Учите ль ФК И. Н. Малеев

Практическая работа с учителями физической культуры

Мастер - класс тема: Туризм « Туристические тропы»Подготовил учитель высшей квалификационной категории физической культуры

Малеев Иван Николаевич МОУ « Школа № 140 г. Донецка»

Дата проведения: 09.01. 2018 года.

Время проведения 10 – 00.

Место проведения: Спортивный зал МОУ № 125 г. Донецка.

Задача: Отработать практические навыки по вязанию узлов.

Цель занятия:

Обучить учителей узнавать и репродуцировать узлы;

Развивать внимание, память, ловкость, моторику работая с топографической картой;

Воспитывать усердие, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь.

Оборудование: 10 верёвок (1 репшнур) 4 – карабина, карты топографические.

Практическая часть .

Для начала необходимо условится о терминологии. Неподвижный конец верёвки

(тот, вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущиеся в процессе вязания (тот, который вяжут) будем называть рабочим концом. Сегодня мы с вами знакомимся с распространенными в туристских кругах узлы.

Прямой. Узел применяется для связывания верёвок одинакового диаметра. На коренном конце делается петля, в неё снизу вверх продевается рабочий конец, затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно. Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить, чтобы короткие и длинные концы верёвок выходили из узла напротив друг друга. После чего завязываются контрольные узлы.

Брамштоковый. Узел применяется для связывания верёвок разного диаметра, надёжнее шкотового из – за большого трения. Сначала на верёвке большого диаметра делают петлю, куда снизу вверх пропускают верёвку меньшего диаметра, затем совершают рабочим концом обнос вокруг петли сверху и вперёд и пропускают его между петлёй и рабочим концом, затем совершают ещё один обнос и точно также рабочий конец пропускают между петлёй и рабочим концом. Узел аккуратно расправляется и затягивается. Завязывают концы с обеих сторон.

Проводник. Узел завязывается на конце верёвки для закрепления на рельефе или на страховочной системе участника, на концах верёвок, используемых для самостраховки. Способ вязки: конец верёвки складывают петлёй, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы « петля из петли», после чего рабочая петля обносится вокруг коренной, поварачивается на 180* гр. Вынимается во вторую петлю и затягивается. Контрольный узел обязателен.

Восьмёрка. Применяется также как и узел проводника, но является более надёжным и не требует контрольного узла, так как трение в нём очень велико. Первый этап его вязки такой же как и у проводника, но рабочая петля обносится на полный оборот, то есть на 360* гр. и вынимается в тоже отверствие. Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминающий восьмёрку, поэтому его легко запомнить.

День туризма в «ДНР»: А. В. Захарченко призвал отдыхать на природе. Находясь в процессе разработки. Также стало известно, что в оккупированной Зуевке пройдет эколого – туристический слет по спортивному ориентированию. Разведение костров и вязание узлов. Мы так же придерживаемся начатое нашим главой республики среди учителей нашего Пролетарского района. Громаков В. П. министр спорта так же сообщил, что сейчас идет разработка туристического путиводителя по достопримечательностям ДНР. Мы уже будем готовы пройти, этот маршрут.

Практическое занятие по вязанию узлов с учителями физической культуры.

Соревнования и массовые мероприятия по туризму проводятся в целях улучшения физического воспитания учащихся и молодежи, укрепления их здоровья, подготовки к сдаче норм комплекса ГТО, повышения спортивного мастерства. С другой стороны, это школа подготовки к походам и средство пропаганды туризма.

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике, по ориентированию на местности.

Соревнования по туристским навыкам

Соревнования по туристским навыкам проводятся в учебных целях по следующим разделам:
Устройство и оборудование лагеря. Места расположения палаток команд определяются комендантской группой штаба. Оценка дается за правильно поставленные палатки, их оформление, санитарное состояние, расположение по отношению к реке, ветру и т. д.

Соревнования по разжиганию костров, кипячению воды. Каждая команда обеспечивает себя дровами, кольями и перекладиной для котелка. Для кипячения воды используется двухлитровый туристский котелок. При разжигании костра пользоваться легковоспламеняющимися материалами (бензин, спирт и т. д.) не разрешается. Финишем считается момент кипячения воды. Места между командами определяются по наименьшей затрате времени.

Соревнование по туристской технике

Соревнования по туристской технике проводятся в виде полосы препятствий и туристской эстафеты. Для соревнований выбирается хорошо просматриваемая территория с необходимым количеством естественных препятствий. Длина дистанции - полосы препятствий - колеблется от 300 л до 2 км. Все препятствия, включенные в дистанцию, преодолеваются каждым участником команды.

Дистанция состоит из двух параллельных полос, одинаковых по длине и сложности, расстояние между ними не более 10 м. Пути маркируются флажками разного цвета, старт раздельный. Путь команды определяется или жеребьевкой, или номерами. Например, четные идут по красной маркировке, нечетные - по белой. Интервалы между забегами устанавливаются до соревнования, после контрольного пробега дистанции группой туристов.

В полосу препятствий могут входить следующие этапы:

1. Подъем по крутому склону спортивным способом по веревке протяженностью до 20 м при крутизне до 45°.

2. Спуск с крутого склона до 20 м при крутизне до 45°.

3. Пересечение склона или бег по пересеченной местности до 150 м.

4. Преодоление водной преграды (на лодке до 300 м, на плоту до 50 м, по кладке до 20-25 м, по выступающим камням до 20-25 м, вброд до 15 м и т. д.).

5. Навесная переправа до 30 м.

6. Переноска пострадавшего до 50-60 м и др.

Результаты команд определяются затраченным временем. Если этап не пройден, то каждому участнику разрешается сделать еще две попытки. Если и они использованы без положительной оценки, то участник снимается с соревнований. Система подсчета очков за снятого участника определяется Положением о соревнованиях.

В формировании и внедрении в общественное сознание идей здорового образа жизни, в пропаганде и популяризации физической культуры и спорта важную роль играют массовые физкультурно-спортивные праздники, конкурсы, массовые соревнования, организуемые и проводимые в местах и зонах отдыха населения, как на обширных площадях (улицах, площадях города, парках культуры и отдыха, на пляжах и др.), так и в помещениях (клубах, бассейнах и др.) с привлечением большого числа зрителей. В зависимости от характера и направленности этих мероприятий, от их популярности к участию в празднике, соревнованиях привлекается соответствующий контингент населения .

Спортивно-массовые мероприятия проводятся по всем видам спорта, включённым в спортивную классификацию: баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, легкая атлетика, тяжёлая атлетика, биатлон, регби, дзюдо, самбо, бокс и другие виды спорта (см. рис.1.1).

По форме проведения спортивно-массовые мероприятия бывают: спартакиада, олимпиада, универсиада, турнир, чемпионат, кубок, эстафета, игры, первенство.

По географическому признаку различают спортивные мероприятия всемирные, региональные, национальные, краевые, областные, городские, районные.

Существуют три основные системы проведения спортивных соревнований: круговая (все участники встречаются между собой один или несколько раз, за победу начисляются очки), кубковая (с выбыванием проигравших) и смешанная (объединяющая принципы круговой и кубковой систем).

По возрастным рамкам: взрослые, юниоры, юноши и дети. Спортивные соревнования проводятся раздельно для мужчин и женщин (за исключением конного спорта, ряда технических видов спорта и др.), в некоторых видах спорта предусмотрены состязания смешанных пар, например, в фигурном катании.

В зависимости от содержания программы спортивные соревнования могут быть комплексными (Олимпийские игры) и специализированными (по отдельным видам спорта); в зависимости от задач и условий определения победителей - личными (учитываются результаты только отдельных участников), командными (только команд) и лично-командными .

Массовые формы спортивно-оздоровительного туризма представляют собой группу эффективных средств восстановления человеческой активности, сочетающих физическую нагрузку с увлекательной и эмоционально насыщенной досуговой деятельностью.

Массовые туристские мероприятия, в настоящее время вновь обретают былую популярность (особенно среди молодежи), что обусловлено, присутствием соревновательных элементов, как личного, так и командного характера (соревнования всегда привлекали молодежь).

Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия являясь средством активного оздоровительного отдыха, призваны решать социальные и социально-педагогические задачи:

пропаганда физической культуры и спорта, которая обеспечивается наглядностью, гласностью, соответствующим оформлением мест проведения массового мероприятия, своевременной информацией о ходе, сущности и итогах мероприятия;

популяризация здорового образа жизни;

гуманистическое и патриотическое воспитание, которое осуществляется в процессе проведения массовых мероприятий, посвященных памятным датам и гражданским событиям;

повышение коммуникабельности людей, чему способствует совместная подготовка и участие в праздниках и соревнованиях;

организационное укрепление коллектива физической культуры (группы, спортклуба, спортивной секции и т.п.), которое достигается в ходе комплектования команд, подготовки к мероприятию, выбора организаторов, капитанов команд и т.д.;

демонстрация достижений лучших групп и обмен опытом работы любителей спорта;

предоставление новичкам возможности попробовать свои силы, приобщиться к спорту и др.

Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия должны проводиться в соответствии с основными принципами:

соответствие организации мероприятия его задачам. Это значит, что характер, содержание, место и время проведения должны выбираться так, чтобы они наиболее полно позволяли решить главную задачу;

доступность мероприятия по времени и месту проведения. Этот организационный принцип требует обязательного учета таких факторов, как режим работы участников, транспорт, погодные условия и др.;

посильность упражнений, заданий (всей программы соревнований, праздника, конкурса) для людей различного возраста, пола, физической подготовленности по нагрузке, сложности, продолжительности и т.п.;

безопасность участников, зрителей, судей. Для этих целей должно быть обеспечено медицинское обслуживание, заблаговременно проведен подбор упражнений, инвентаря, сделано ограждение площадок для игр, плавания и др.;

зрелищность, наглядность, эстетичность, воспитательный характер праздников, конкурсов, соревнований.

Нарушение или несоблюдение хотя бы одного из принципов может отрицательно повлиять на успех мероприятия, обесценить большую подготовительную работу, привести к нежелательным последствиям .

Проведение спортивных праздников, массовых соревнований призвано отражать наиболее значительные события в жизни людей, города, страны и представлять эстетическую ценность. Массовые мероприятия побуждают широкие массы населения к систематическим занятиям физической культурой.

Организацию спортивно-массовых мероприятий можно представить в виде последовательного ряда этапов:

организационный этап обычно осуществляет организационный комитет (оргкомитет), создаваемый из представителей организаций, задействованных в подготовке данного мероприятия. Оргкомитетом составляется сводный план, в котором отражаются: общий замысел праздника, его тематика, основные и второстепенные мероприятия, длительность в целом и отдельных частей, характер и процедура открытия и закрытия, число зрителей, сроки и ответственные за выполнение плана, смета расходов, план проведения организационных заседаний и распределение обязанностей среди членов оргкомитета и др.;

технолого-оперативный этап включает составление положения, определение судейской бригады, главного судьи, секретаря, составление программы массового мероприятия, составление и утверждение его сценария. Сценарий обычно в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом мероприятии: раскрывает тему следующих друг за другом элементов действия; показывает переходы от одной части к другой; примерное направление всех публицистических и пропагандирующих физическую культуру и здоровый образ жизни выступлений; предусматривает средства повышения активности участников; специальное оборудование мест действия, музыкальное сопровождение.

Организационно-оперативный план подготовки предусматривает:

подбор, утверждение, инструктаж непосредственных организаторов праздника, конкурса, соревнования, технических руководителей, судей, членов жюри;

подготовку программ художественной самодеятельности;

подготовку мест проведения мероприятия, в том числе оформление средствами наглядной агитации и пропаганды, флагами, установку указателей, ограждения, а также разметку места соревнований, маркировку трасс, площадок и др.;

подготовку оборудования, инвентаря, снаряжения, судейских принадлежностей;

подготовку канцтоваров, грамот, вымпелов, бланков протоколов;

выписку счетов и своевременное приобретение призов, подарков;

изготовление средств наглядной агитации и гласности: афиш, объявлений, комментаторских текстов, бланков "экспресс-информации" и др.;

организацию медицинского обеспечения: подбор врачей, приобретение медикаментов, выбор места расположения медицинских работников;

организацию транспортного и бытового обслуживания;

составление сметы на проведение праздника (мероприятия), в которую вносятся расходы: на приобретение грамот, призов, сувениров; приобретение медикаментов; приобретение нестандартного инвентаря для проведения игр и конкурсов; изготовление рекламно-оформительских материалов; печатание и расклейки афиш, транспортные расходы;

определение итогового заседания оргкомитета перед мероприятием.

Места проведения должны быть максимально приближены к жилым массивам и расположены в наиболее популярных местах отдыха населения. Чаще всего, данные мероприятия проводятся по субботним и воскресным дням. Поэтому нельзя прокладывать конкурсные трассы по дистанциям, где регулярно организуются состязания и тренировки спортсменов. Рекомендуется избегать и пересечений их друг с другом, тем самым исключается возможность помехи соревнующимся .

1) Туристские слеты

История туристских слетов в России давняя. Свою массовость туристские слеты приобрели благодаря молодежному студенческому движению 50-х гг. С тех самых пор они проводились на всех уровнях - от коллективов физкультуры до всесоюзных, в них принимали участие сотни тысяч самодеятельных туристов.

Сам слет, даже если он проводится с проживанием в палатках и самостоятельным приготовлением пищи на кострах, несколько отличался от туристского содержанием, потому что в программу его входило большее число мероприятий общественно-политического значения (конкурс на лучший туристский поход по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа или на разработанный маршрут такого похода). Широкое распространение, в тот период, получили тематические и семейные слеты, слеты пионеров и школьников.

Проведение слетов общесоюзного масштаба, как правило, посвящались знаменательным датам, связанным с историей развития нашего государства. Так, II Всесоюзный слет горных туристов был посвящен 60-летию создания ВЛКСМ, Всесоюзный слет 1981 г. - принятию Конституции СССР .

Туристские слеты и соревнования становились настоящими праздниками для любителей путешествий. Они позволяли проверить готовность туристов к будущим походам, опробовать снаряжение, познакомиться с новыми технико-тактическими приемами, что способствовало повышению безопасности походов. Происходил широкий обмен опытом туристской организационной работы секций коллективов физкультуры, клубов туристов, федерации туризма и ее комиссий.

Важная составная часть массовой работы по туризму - организация и проведение туристских слетов и соревнований. Туристские слеты и проводимые в их программе соревнования и конкурсы преследуют различные цели и решают разнообразные задачи.

Программа туристского слета любого ранга включала две группы мероприятий (см. рис.1.1): массово-политические и спортивные. Первую группу составляли: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, митинги, манифестации, конференции комсомольского и туристского актива, творческие конкурсы (военно-патриотической и туристской песни, кинофильма, фотографии, отчета о походе, боевого листка, бивака, командной эмблемы и т.д.). Ко второй группе относятся спортивные соревнования. В зависимости от задач слета, его ранга, уровня подготовленности участников, а также опыта судей - постановщиков дистанций программа соревнований на слете может включать самые разнообразные виды.

Туристская полоса препятствий (или туристская эстафета) включает элементы техники, характерной для пешеходного, лыжного, водного или велотуризма. Например: различные виды переправ (вброд, по клади, навесная), подъемов и спусков по крутым склонам, различные способы транспортировки "пострадавшего".

Военизированная полоса препятствий содержит элементы военно-прикладной подготовки, в том числе преодоление естественных препятствий в противогазах, метание гранаты в цель, преодоление специфических искусственных препятствий (например, "мышеловки").

Комбинированная полоса препятствий включала элементы комплекса ГТО, элементы туристской техники и военно-прикладные навыки в самых разнообразных сочетаниях.

Военизированный марш-бросок (иногда ночной) включает командное преодоление достаточно протяженной дистанции по сильно пересеченной местности с элементами ориентирования .

Конкурсная программа слета и массовые мероприятия планируются в полном соответствии с целью, задачами слета и составом его участников.

Туристские слеты

Рис.1.1

В максимуме на слете проводятся конкурсы на лучший кинофильм, слайдфильм, фотографию, фотостенд о походе, отчет (фотоальбом) о походе, на лучшее исполнение песни и авторскую песню, пропаганду туризма, туристские самоделки, боевой листок слета, бивак, эмблему, значок слета, причем при демонстрации кинофотоматериалов и исполнении пени возможен двойной конкурс - по туристской и военно-патриотической тематике.

Работа большого районного (или городского) слета отличается не только масштабами, но и направленностью. Его участники обычно сами являются организаторами туристской работы у себя на предприятии, в учреждении, учебном заведении. Они посланы на слет туристскими секциями, чтобы рассказать о своих делах, перенять опыт работы других коллективов. Поэтому в программу районных, городских и областных слетов включаются и такие мероприятия, как обмен опытом работы, подведение итогов конкурса на лучшую постановку туристской работы в коллективе, на лучший поход минувшего сезона, встречи по секциям, обзор района, интересного для опытных туристов, организация выставок самодеятельного туристского инвентаря, методические консультации.

Подготовку слета обычно ведут в течение 3-5 месяцев. В клубе или совете по туризму этой работой занимается специальная комиссия по проведению слетов и соревнований. Она разрабатывает программу слета, Положение, учреждает штаб слета.

Основным руководящим документом, как для участников слета, так и для его организаторов является Положение о слете. Для Положения очень важны конкретность, краткость, чтобы его могли понять не только опытные туристы, но и неискушенные новички .

Открытие слета. Если внимательно проследить за туристскими слетами, которые проводят в субботние и воскресные дни, например, коллективы физкультуры, советы ДСО, районы, то нетрудно заметить, что почти везде торжественный церемониал открытия происходит утром второго дня, когда фактически работа слета уже началась. Предыдущий вечер нужен участникам для того, чтобы спокойно, без излишней спешки, разместиться на поляне, хорошо устроиться.

Но когда бы, утром или вечером, ни проводилось торжественное открытие, организаторы слета должны помнить главное: от того, насколько удачно пройдет открытие, зависит во многом и дальнейшая работа слета. Четко организованный церемониал дисциплинирует участников, способствует хорошему настроению.

Торжественное построение участников слета происходит на площадке, в центре которой установлена мачта для подъема флага. Площадку оформляют флагами, лозунгами, транспарантами. Целесообразно установить таблички, указывающие принадлежность команд к тому или иному коллективу или району.

Для того чтобы облегчить организаторам работу, сделать более яркими и содержательными выступления у общего костра, целесообразно объявлять конкурсы на лучший номер: пляску, песню, художественное чтение и т.п. И если условия конкурсов довести до всеобщего сведения, наверняка не придется долго уговаривать туристов выступить.

В зависимости от предполагаемого количества участников слета, возможностей организаторов, условий местности можно запланировать и предусмотреть самые различные игры и состязания. Но запланированное не осуществится само собой, стихийно. Ко всему надо готовиться заранее.

2) Туристские соревнования

Туристские соревнования проводятся по всем видам туризма, включенным в спортивную классификацию (см. рис.1.3.): пешеходный, водный, горный, лыжный, спелео, авто-, мототуризм, парусный, вело, конный, комбинированный туризм.

В настоящее время в каждом виде туризма выделяются соревнования очные и заочные. Очные соревнования проводятся по туристскому многоборью - технике спортивного туризма. Заочные соревнования проводятся по спортивным походам и путешествиям.

По уровню - масштабу - соревнования могут быть: международные, российские, зональные (региональные, окружные), областные, городские, районные, коллективов физической культуры и клубов.

По социально-возрастным группам соревнования делятся на молодежные и взрослые, детско-юношеские, соревнования инвалидов, трудных детей и сирот, студенческие и др.

По ведомственной принадлежности соревнования могут проводиться федерациями спортивного туризма, комитетами народного образования, спортивными общественными, армейскими организациями и клубами.

По форме проведения туристские соревнования делятся на комплексно-показательные (фестивали, туристские праздники), туриады, слеты, экспедиции, первенства, кубки, классификационные, отборочные, с ограниченным составом участников и открытые.

Наибольшее распространение в туризме получили соревнования по технике и тактике спортивного туризма (туристское многоборье) и соревнования между спортивными туристскими походами.

Кроме собственно туристских соревнований в туризме принято участвовать и организовывать соревнования по видам спорта, близким к туризму, а точнее вышедшим из туризма. К таким видам спорта относится, прежде всего, спортивное ориентирование и скалолазание.


Рис.1.2

В спортивном ориентировании в основном используются три вида соревнований:

ориентирование на маркированной трассе;

ориентирование в заданном направлении;

ориентирование по выбору.

Задачей участников соревнований по спортивному ориентированию является прохождение с применением карты и компаса контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.

Ориентирование на маркированной трассе - это прохождение дистанции с нанесением на карту местоположения КП, установленных на трассе. Трасса на карте не обозначена. За ошибку в нанесении КП, определяемую в миллиметрах отклонения, начисляется штрафное время в минутах. Окончательный результат прохождения дистанции соответствует времени прохождения дистанции плюс штрафное время. Условием зачета личных результатов соревнований на маркированной трассе является нанесение всех КП на карту путем прокола карты (иглой или булавкой) и отсутствие грубых отклонений (более 3 минут штрафного времени) на любом КП.

Ориентирование на маркированной трассе в основном проводится в зимних условиях на лыжах. Трасса делается в виде маркированной лыжни с хорошо видимыми контрольными пунктами, например на деревьях на уровне глаз.

Ориентирование в заданном направлении - это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке (в соответствии с порядковыми номерами на карте). Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции от старта до финиша при условии взятия всех КП (на каждом из них делается определенная отметка) в заданной последовательности.

Ориентирование по выбору - это прохождение в течение контрольного времени определенного количества КП в произвольном порядке с целью получения максимального количества очков за "взятие" КП. На дистанции могут быть установлены КП с различными оценками в очках. Например, ближайшие КП оцениваются в одно очко, а расположенные дальше от старта-финиша - в 2-3 очка. На карту участника наносят все имеющиеся в районе соревнований КП и их обозначения. В районе соревнований устанавливается значительно больше КП, чем может "взять" их средний участник в обозначенный контрольный срок. Как правило, в таких соревнованиях делается общий старт.

Соревнования по скалолазанию проводятся в следующих видах:

индивидуальное лазание (на скорость, на трудность, комбинированное);

парные гонки;

серия трасс;

Соревнования могут проходить на естественных скалах или на искусственном рельефе:

на закрытых (незнакомых) для участников трассах;

на открытых трассах (с демонстрацией прохождения трассы судьями-демонстраторами);

на предварительно опробованных трассах.

Для прохождения трассы участникам предоставляется одна попытка, за исключением соревнований из серии трасс, где Положением могут быть предусмотрены две, 3 и более попыток на каждой трассе.

В соревнованиях на скорость спортсмены проходят трассу от старта до финиша, стремясь затратить минимальное время на ее прохождение.

В соревнованиях на трудность время прохождения трассы не фиксируется (кроме контрольного лимита времени), а результат соревнований при неполном прохождении трассы определяется достигнутой высотой подъема.

В соревнованиях с комбинированным зачетом учитывается время участников, прошедших трассу до конца, и высота подъема при неполном ее прохождении. Высота подъема участника определяется по верхней точке фиксации на трассе. При соревновании связок высота подъема определяется по участнику, идущему вторым. Участник (связка) снимается с соревнований за следующие нарушения:

срыв с повисанием на судейской страховке;

истечение лимита времени;

возвращение на землю;

выход за ограничение;

пропуск обязательной страховки;

пропуск контрольного ориентира при лазании с ориентированием;

использование для прохождения трассы судейского снаряжения (крючьев, страховочного троса, веревки);

не произведена смена ведущего при лазании связок;

не выполнены другие оговоренные судейской коллегией условия прохождения трассы.

В соревнованиях из серии трасс по круговой системе побеждает спортсмен, прошедший наибольшее количество трасс с наименьшим числом попыток. В соревнованиях из серии трасс по выбору участники ранжируются по сумме баллов, полученных за пройденные трассы с учетом очередности прохождения каждой из трасс .

Так же, последнее время среди молодежи популярны соревнования по поисково-спасательным работам (ПСР).

Соревнования по ПСР заключаются в прохождении дистанции и выполнении комплекса заданий, направленных на поиск (с элементами ориентирования), оказание первой помощи, изготовление транспортных средств и транспортировку пострадавшего. Площадь поиска до 8 км 2 . Поиск производится поисковым отрядом из числа участников команды в составе 6 человек (не менее двух девушек).

На дистанции вводится общее контрольное время (ОКБ). Правильность работы поискового отряда на этапах оценивается судейской бригадой.

Команда допускается к работе на этапах только в полном составе. Общий результат поискового отряда определяется суммой бегового и штрафного времени. Лучшее место присуждается поисковому отряду, имеющему меньшее время.

При равенстве результатов предпочтение отдается поисковому отряду, имеющему меньшее количество штрафного времени.

Поисковые отряды, не уложившиеся в ОКБ (время, за которое они должны "спасти пострадавшего"), занимают места после отрядов, уложившихся в ОКБ. Поисковые отряды, не прошедшие какой-либо этап, к дальнейшей работе на дистанции не допускаются и занимают последнее место.

Этапы соревнований по ПСР включают в себя:

1) Поиск "пострадавшего"

Ориентирование на маркированной трассе.

Необходимо пройти дистанцию по маркировке и отметить на карте проколом местонахождение встретившихся КП.

Азимутальный маршрут.

В начале этапа поисковому отряду дается схема азимутального маршрута. Необходимо пройти по указанному маршруту и выйти к концу этапа.

Открытый маршрут.

Поисковому отряду необходимо пройти маршрут по выбору, взяв 4 КП из 6. Отмечаются КП цветным карандашом на карте.

Движение по легенде.

В начале этапа поисковому отряду дается пакет с легендой маршрута. Команда преодолевает маршрут, отмечая цветным карандашом на карте встретившиеся КП.

2) Спасательные работы

Работа выполняется на поляне заданий. Тактика работы на этапе свободная.

Оказание доврачебной помощи.

Изготовление носилок.

Разжигание костра, приготовление 1 л чая.

Подача сигналов бедствия.

Транспортировка "пострадавшего" на носилках по пересеченной местности.

"Пострадавший" транспортируется силами поискового отряда до финиша. Он должен быть привязан к носилкам не менее чем в двух местах (область груди и бедер), причем веревка (пояс) обвязывается вокруг носилок. Привязывание "пострадавшего" к отдельным жердям не разрешается.

"Пострадавший" должен находиться на коврике или спальнике. Транспортировка по пересеченной местности может выполняться двумя и более участниками. Разрешается применение петель для переноса носилок, сделанных из основной веревки или равнопрочной тесьмы.

При переправе вброд фиксация "пострадавшего" на носилках запрещена.

При движении на спуске и вброд "пострадавший" должен лежать ногами вперед, при движении по горизонтальной поверхности и на подъеме - головой вперед.

Состав минимального снаряжения и инвентаря для организации поисково-спасательных работ на усмотрение самого поискового отряда.

Этот вид соревнований вызывает много споров из-за сложности в системе оценки.

Как было отмечено раньше наибольшее распространение в туризме получили соревнования по технике и тактике спортивного туризма (туристское многоборье). Они проводятся по Правилам.

Правила соревнований по туристскому многоборью.

Класс технических дистанций.

"Туристское многоборье - водный туризм".

Соревнования по туристскому многоборью заключаются в прохождении дистанций соответствующего класса, включающих необходимый минимальный набор определяющих препятствий, характерных для маршрута аналогичной категории сложности.

Использование искусственных элементов, моделирующих дополнительную техническую или тактическую сложность, может повысить категорию трудности реального препятствия только на одну категорию.

Соревнования проводятся:

на короткой технической дистанции (дистанции по технике туризма: слаломные дистанции, спринт на технически сложных порогах и др.);

на длинной технической дистанции (ралли, эстафета, марафон, ориентирование и др.);

на технической дистанции по безопасности (спасательные работы и др.).

Соревнования могут проводиться как командные и как личные.

Командными соревнования являются:

в случае участия судов, экипажи которых состоят более чем из 2 спортсменов (Б-3, К-4, рафт и др.);

в случае, когда командой являются экипажи разных судов, при этом состав команды оговаривается в Положении о соревнованиях.

Личными соревнования являются для судов, экипаж которых состоит из двух спортсменов.

Соревнования могут проводиться для мужских, женских и смешанных экипажей. Возможен отдельный зачет для мужских, женских и смешанных экипажей.

2) Классы судов.

Соревнования проводятся на туристских судах, рекомендуемые размеры которых составляют:

байдарки двухместные, длина 4,5 м, ширина 0,70 м;

каяки и каноэ, длина 2,8 м;

катамараны двухместные, длина 3,5 м, ширина 1,6 м;

катамараны четырехместные, длина 4,5 м, ширина 2,0 м;

рафты, длина 3,9, ширина 1,85 м;

свободный класс.

Не допускается искусственное увеличение размера судна.

Классы судов и их размеры определяются Положением о соревнованиях.

3) Дистанция соревнований.

Дистанция устанавливается на локальном препятствии с помощью ворот, характера и плотности естественных препятствий, оговоренных Условиями заданий и другими способами.

Дистанции соревнований по сложности разделяются на 6 классов соответственно категориям сложности локальных препятствий (I-VI к. с.). В зависимости от сложности поставленной дистанции допускается увеличение класса дистанции на одну категорию.

Чемпионат России и Кубок России по туристскому многоборью проводятся не менее чем на 2-х дистанциях, имеющих сложность не менее V класса. Две дистанции, идущие в зачет на МС, определяются заранее Положением.

Соответствие класса дистанции определяется инспектором соревнований, входящим в состав главной судейской коллегии. На соревнованиях Международного и Всероссийского масштаба с целью аттестации класса дистанции, на которой выполняется норматив Мастера спорта России, в состав ГСК включается инспектор соревнований, утвержденный ЦМКК и Коллегией судей ФСТ России.

4) Виды дистанций.

Соревнования на короткой технической дистанции приводятся на локальном препятствии, имеющем соответствующий класс сложности (I-VI).

При отсутствии двух препятствий соответствующего класса сложности дистанция может быть поставлена на одном локальном препятствии при условии постановки двух различных трасс.

Длина короткой дистанции, в зависимости от класса сложности, является следующей: от 200 м до 1200 м.

Линия движения на короткой технической дистанции задается путем установки ворот на элементах водного потока: сливах, бочках, водопадах, валах, прижимах и др.

Ворота состоят из двух вертикальных вех, подвешенных над водой. Длина вехи не менее 1,8 м, диаметр 3,0 - 3,5 см. Каждая веха по длине выкрашена чередующимися кольцами белого и красного цвета, либо кольцами черного и белого цвета, кольцами зеленого и белого цвета. Во всех случаях ширина колец должна быть 200 мм. Нижнее кольцо во всех случаях должно быть белым.

Ширина ворот между вехами (не менее):

для байдарок и каяков - . l,2 м.;

для катамаранов - 2,8 м.;

для плотов - 3,0 м.

В отдельных случаях допускается установка одной вехи.

Нижние концы вех по возможности должны быть ближе к воде, но не раскачиваться от ее движения.

Ворота нумеруются в порядке их прохождения.

Таблички нумерации ворот и обозначения ворот должны быть размером 30х30 см. Номерные знаки, буква "Т" (ворота времени) должны быть нарисованы черной краской на желтом или белом фоне. Цифры и буквы должны иметь высоту 20 см, ширина линии 2 см. На противоположной стороне таблички эти обозначения перечеркнуты по диагонали. Таблички подвешиваются у верхних концов вех с внешней стороны ворот, ближайшей к предыдущим воротам, либо с правой стороны в следующем порядке: номер ворот, таблички с буквами. Таблички подвешиваются "лицом" со стороны прохождения ворот.

Длинная техническая дистанция

Соревнования на длинной дистанции приводятся, как правило, на многокилометровом участке реки. Дистанция состоит из этапов и оборудуется стартом, финишем (в том числе промежуточными), контрольными пунктами, местами передачи эстафеты, этапами оказания помощи, обноса и др. Дополнительно могут устанавливаться ворота для направления судов в заданную часть потока.

На отдельных участках реки могут вывешиваться дополнительная информация (предупреждения, знаки - регламентирующие линию движения).

Участники могут быть снабжены лоцией, картой, схемой этапов.

Техническая дистанция по безопасности.

Соревнования по безопасности проводятся на участке реки длиной 100 - 1500 м.

Пострадавшими могут быть экипажи перевернувшихся судов, отдельные участники, манекены.

Соревнования по безопасности могут проводиться как личные, для каждого класса судов, так и командные.

В соревнованиях по безопасности участвуют классы судов, которые определены Положением о командном зачете. Обязательным условием при организации командных соревнований по безопасности является: выполнение заданий на дистанции всеми классами судов.

Для обозначения линии движения и выполнения маневра заданий применяются ограничительные створы, точечные ориентиры, которые могут указывать зоны переворота судна, спасательных работ, финиш и др. В конце участка спасательных работ указывается контрольный рубеж, створ которого обозначается с двух сторон.

В качестве ограничительных створов применяются линейные ориентиры и створные ворота требуемой ширины.

Финиш на дистанции по безопасности организуется на берегу.

5) Прохождение дистанции.

Короткая техническая дистанция.

Ворота проходятся соответственно маркировки: зеленые ворота - по течению, красные ворота - против течения, ворота свободного хода имеет черно-белые вехи порядок прохождения таких ворот - произвольный.

Линией ворот называется отрезок прямой, соединяющий условное продолжение вех по воде. При наличии одной вехи указывается линия ворот в соответствии с маркировкой перекладиной ворот, вехой на берегу и др.

Началом взятия ворот считается пересечение линии ворот корпусом гребца или любое касание вехи.

Концом взятия ворот считается: - выход судна с линии ворот после пересечения ее хотя бы одним гребцом;

начало взятия любых следующих ворот.

Пересечение линии ворот гребцом фиксируется, если створ ворот пересекли голова и весь корпус гребца.

Пересечение линии ворот гребцом фиксируется, если створ ворот пересекли: в классе судов К-1, Б-1, Б-2, Б-3, К-2, К-4, честер - посадочное место гребца;

в классе судов рафт (R-4, R-6), плот - голова гребца.

Судейство прохождения ворот экипажем производится между началом и концом взятия ворот. При отсутствии начала взятия, ворота считаются не пройденными.

Прохождение каждых ворот разрешается только один раз. Повторное прохождение допускается в случае необходимого маневра и не судится.

Нарушением маркировки считается пересечение линии ворот в обратном направлении любым гребцом до того, как линия ворот была пересечена им в правильном направлении.

В командных гонках могут применяться ворота (связки ворот) времени. Время прохождения ворот (связки ворот) времени командой фиксируется. Отсчет времени осуществляется между началом взятия ворот первым экипажем команды и концом взятия ворот последним экипажем (для связки ворот соответственно между началом взятия первых ворот и концом взятия последних). Время прохождения ворот времени оговаривается Положением или Условиями соревнований.

Участникам может быть предоставлена пробная попытка. Результат по ней не определяется.

6) Длинная дистанция.

Соревнования на длинной дистанции заключается в преодолении командой дистанции с прохождением этапов. Результат определяется как сумма времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного на этапах.

В качестве этапов и специальных заданий могут быть: скоростной сплав; решение тактических задач; элементы короткой дистанции; элементы дистанции спасательных работ; прохождение сложных препятствий; ориентирование; имитация походных условий водного туризма и др.

На дистанции могут устанавливаться скрытые контрольные пункты. Установка контрольных пунктов и контрольный интервал времени на контрольном пункте между первым и последним экипажами команды, оговариваются Условиями.

После старта экипажи могут производить дополнительную разведку с берега. В особо сложных местах может даваться промежуточный финиш для просмотра препятствия.

В случае переворота или поломки судна команда может продолжать прохождение дистанции, при условии ликвидации аварии собственными силами.

Для ограничения продолжительности соревнований на каждом этапе устанавливается контрольное время, которое сообщается участникам до старта первого экипажа.

Дистанция безопасность.

Соревнования по безопасности проводятся в виде выполнения заданий, имитирующих ликвидацию возможных аварийных ситуаций на водном препятствии, оговоренных в Условиях прохождения дистанции (переворот и постановка судна на киль (с грузом и без него) одним участником или командой; спасение участника (муляжа) с помощью: живца, морковки, экипажа судна; транспортировка аварийного судна, спортсменом, другим судном; проводка, зачаливание аварийного судна с помощью морковок; обнос судов участка дистанции, организация спасательных работ с помощью кораблика и др.).

Условиями проведения соревнований определяются линия движения, последовательность действий команды, способы страховки.

Если экипажу при прохождении дистанции помешал другой экипаж или объективные причины, то с разрешения главного судьи экипажу предоставляется право на - перезаезд.

В случае перезаезда, вызванного помехой со стороны другого экипажа, до препятствия, на котором была помеха, засчитывается наибольший штраф на каждых воротах из двух попыток.

8) Старт и Финиш.

Места старта и финиша должны удовлетворять следующим условиям. На берегу необходимо иметь площадку для размещения судов, участников, зрителей, удобные места для спуска и подъема судов. Старт и финишный створ должны быть неподвижны и обозначаться соответственно "Старт" и "Финиш". Линия финиша обозначается с двух сторон.

При проведении соревнований применяются старты:

раздельный, при котором экипажи (команды) стартуют по одному с установленным интервалом;

групповой, при котором стартуют группами одного или разных классов судов;

общий, одновременный старт всех (экипажей) команд.

Старт может быть организован в порядке общей жеребьевки и принудительной (по решению ГСК, по рейтингу и др.).

Экипаж (команда), опоздавший (ая) на старт, к данной попытке не допускается.

Порядок старта оговаривается Положением и Условиями.

Финиш может быть организован двумя способами: на воде, на берегу.

На воде финиш фиксируется в момент пересечения финишной линии корпусом первого гребца экипажа.

В момент пересечения финиша судно должно быть на ровном киле и все члены экипажа должны быть на своих рабочих местах.

В ряде видов соревнований (например, в соревнованиях по безопасности) финиш фиксируется по выходу экипажа или команды со снаряжением или без него в заданную зону на берегу.

9) Штрафы.

Короткая дистанция.

За прохождение ворот в зависимости от характера ошибок начисляются штрафные очки:

  • 0 - пересечение линии ворот всеми гребцами судна согласно маркировке безкасания вех (чистое прохождение);
  • 5 - пересечение линии ворот всеми гребцами судна согласно маркировке с одним или несколькими касаниями одной вехи или двух вех;
  • 20 - пересечение линии ворот согласно маркировке не всеми гребцами, но не менее половины;
  • 50 - непрохождение ворот; нарушение маркировки; пересечение линии ворот менее чем половиной гребцов экипажа; эскимосский переворот в воротах, при пересечении линии ворот в перевернутом состоянии.

За непрохождение отдельных ворот может быть установлен увеличенный штраф, но не более 250 очков. Информация об этом доводится до участников до начала соревнований.

При прохождении ворот с несколькими ошибками экипажу засчитывается один наибольший штраф на данных воротах.

При прохождении "ворот времени" (связки ворот) главной судейской коллегией может устанавливаться следующий штраф:

50 - за превышение интервала времени, установленного для прохождения "ворот времени" (связки ворот) перед началом соревнований;

как разница между установленным Условиями и фактическим временем прохождения ворот.

В случае организации финиша, как прохождение через створ ворот дистанции, прохождение этих ворот судится согласно правил.

Умышленное откидывание вех с целью прохождения ворот - 50. (Не судится, если лопасть весла находится в воде, корпус гребца в положении работы, позволяющем пройти ворота).

Длинная дистанция:

На длинной дистанции устанавливается штраф за ошибки в прохождении этапов, оговоренных в Условиях;

В случае, когда этапы связаны с прохождением ворот, штрафы применяются согласно условиям;

Дистанция безопасность:

В соревнованиях по безопасности штраф устанавливается Условиями;

В случае, когда этапы связаны с прохождением ворот, штрафы применяются согласно правилам, за прохождение створных ворот (применяются штрафы на воротахсогласно правилам);

за прохождение створных ворот (применяются штрафы на воротах согласно правилам);

За потерю снаряжения (5 очков за каждый предмет, 50 очков - за судно);

За непрохождение препятствия, невыполнение заданий, грубые ошибки при выполнении требований, оговоренных до начала соревнований, могут начисляться штрафы до 250 очков, о чем участки соревнований должны быть поставлены в известность заранее.

10) Сигнализация.

Судьи на воротах для оповещения старших судей, участников и зрителей пользуются сигнальными дисками. Диск представляет собой круг диаметром 30 см или квадрат со стороной 30 см со срезанными углами и имеющим ручку.

Диски с обеих сторон имеют цифры и выкрашены в цвета: 0 - белый, 5 - желтый,20 - синий, 50 - красный. Цифры должны быть высотой и шириной соответственно 20 и 10 см, ширина линии - 2 см. Цвет цифры на диске должен быть контрастен к цвету диска.

При прохождении ворот судьи поднимают диски, соответствующие штрафу, полученному экипажем на данных воротах.

При нарушении условий соревнований (например, по безопасности) судья поднимает красный диск и раскачивает его из стороны в сторону.

11) Дисквалификация.

Экипаж (команда) дисквалифицируется на данную попытку (этап):

за опоздание на старт;

если снаряжение или судно не прошли техническую комиссию, либо в них после прохождения технической комиссии были внесены изменения, противоречащие настоящим Правилам или Положению о данных соревнованиях;

если в момент финиша на длинной дистанции не весь экипаж находился на судне, либо судно находилось в перевернутом состоянии;

за нарушения, в соревнованиях на длинной дистанции и по безопасности, оговоренные Условиями.

12) Обеспечение безопасности.

К соревнованиям допускаются суда только в технически исправном состоянии. Конструкция судна и его узлов должна позволять легко покидать судно и не наносить травм участникам.

При прохождении дистанции каждый участник должен быть в каске и спасательном жилете.

Байдарка должна быть непотопляема и иметь обвязку.

Положением могут быть определены дополнительные требования к снаряжению участников и оборудованию судов.

Суда, кроме каяков и каноэ должны быть оснащены спасательными концами.

В положении о соревнованиях должен быть указан вариант обеспечения безопасности участников на дистанции (силами команд, судейская страховка, другие варианты).

13) Время прохождения дистанции.

Время прохождения дистанции измеряется:

в командной гонке с момента старта первого до момента финиша последнего экипажа команды;

в гонке экипажей с момента старта до момента финиша экипажа.

14) Определение результатов.

Результат экипажа (команды) в попытке на короткой, длинной дистанции и безопасности определяется как сумма времени прохождения дистанции и штрафных очков в данной попытке. При подсчете время переводится в очки (1 секунда соответствует одному очку).

При подсчете результата штрафные очки переводятся во время (одно очко равно одной секунде).

Результат команды (экипажа) на короткой трассе определяется как сумма результатов двух попыток или этапов (трасс). Лучшее место присуждается команде (экипажу), имеющей меньший результат. При равенстве результатов предпочтение отдается экипажу (команде), имеющему меньшее штрафное время.

В случае равных результатов и по штрафному времени командам присуждаются одинаковые места и при этом соответствующее количество мест не присуждается.

Экипажи, не имеющие полного числа зачетных попыток в данном виде соревнований, занимают места после экипажей, имеющих полный зачет.

Присвоение разрядов на короткой дистанции осуществляется в следующих случаях:

если закончили дистанцию не менее двенадцати экипажей К-1, Б-2, К-2;

если закончили дистанцию не менее восьми экипажей Б-3;

если закончили дистанцию не менее шести экипажей К-4, Рафт - 4, другое судно с экипажем 4 человек;

если закончили дистанцию не менее четырех экипажей Рафт-6, другое судно с экипажем 6 человек.

Общие командные места определяются как суммы мест, занятых на разных дистанциях соревнований. Победитель определяется по наименьшей сумме мест.

СПОРТИВНО - ТУРИСТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ

«ДЕНЬ ТУРИСТА»

Рассчитан на детей 10 – 11 лет совместно с родителями.

Составил учитель начальных классов Кудашева Н.А.

МКОУ СОШ №2 р.п. Мулловка

Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В качестве варианта можно рассматривать занятие туризмом. Туризм – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. В самом общем виде занятия туризмом - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции» или её составную часть. Если методическая система направлена на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить?, то в данном случае можно выделить третий вопрос с одним существенным дополнением: как учить результативно? Таким образом, одна из особенностей туристской деятельности заключается в том, что она требует высокой активности и педагога, и учащихся. Опыт занятия туризмом наглядно показывает, что именно в этой сфере деятельности обучающимся предоставляется широкий спектр возможностей для раскрытия таких составляющих социальной компетенции, как: - общение, где раскрываются коммуникативные навыки и способности; - умение решать проблемы, а именно: умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат; - сотрудничество, осуществляемое через эффективное взаимодействие в команде; - саморазвитие, предполагающее способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление; - владение информационными технологиями, подразумевающее умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.

    Задачи мероприятия:

    а) стимулировать стремление детей к двигательной активности, к ощущению ценности и радости движения и общения;

    б) формировать у учащихся чувство причастности к спортивно-туристической жизни школы;

    в) развивать духовный опыт детей в спортивно-игровой деятельности;

    г) развивать физические качества (силу, быстроту выносливость, координацию движений);

    д) поддерживать и укреплять жизненно важные функции организма детей;

    е) воспитание сплоченного коллектива, уверенности в своих силах и способностях.

Универсальные учебные действия:

Организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения; - предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми; - систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора; - Воспитание дисциплинированности в рамках совместной деятельности оказывает воздействие и на формирование компетенций сотрудничать в группе, ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. С формированием социальной ответственности тесно связано развитие воли, произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в туристской деятельности. А это, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное развитие воспитанников, на их самоопределение в будущем.

Сценарий проведения

Похода выходного дня «День туриста»

Поход выходного дня состоит из двух основных частей. Первая, до обеда – Тропа испытаний, вторая, после обеда – Большой костер.

Утром все участники выхода собираются у школы, строятся по патрулям (патрули и взрослый руководитель распределены заранее) и идут к месту проведения мероприятия. Прибыв на место, патрули расходятся на расстояние не более 1 метра друг от друга. Каждый патруль делится на две части. Одна часть ставит палатку, другая часть убирает территорию. После установки, патруль складывает личное снаряжение (включая сумки, куртки и т.д.) в свою палатку, и строится на линейку, на которой объявляют задания

Испытания состоят из 4 станций, которые включают в себя по четыре остановки. На остановках руководитель патруля зачитывает задание, которое необходимо выполнить. Дети, выполняя задание, получают роспись в маршрутном листе и один пазл от картины. После прохождения последней остановки маршрутные листы сдаются главному судье (ответственный за мероприятие). Особого подсчета маршрутные листы не требуют.

Большой костер начинается с того, что судья объявляет: «Патрули собрали почти всю картинку, но не хватает одного кусочка (демонстрирует картинку с отсутствующим центральным кусочком). Этот кусочек можно заработать, проявив творческие способности (на подготовку 10 минут). Необходимо показать агитку или ярко и красиво представить патруль». При этом должны участвовать все патрули (агитка не более 5 минут – домашняя заготовка).

После просмотра всех агиток судья вручает последний кусочек картинки, который тут же ставиться на пустующее место (собранная картинка показывается детям). Картинка остается в школе на память о походе. А все дети встают в большой круг и «зажигают» Большой костёр. После Большого костра все, так же дружно, проводят акцию «Нас здесь не было». Главный судья проходит и смотрит чистоту стоянок, после чего раздает руководителям патрулей (по количеству детей в патруле) значки «Юный турист»

Режим дня

9.00-9.50 – выход, обустройство стоянок

9.50-10.00 – линейка

10.00-13.00 –Тропа испытаний

13.00-14.00 – Обед

14.00-15.30 – Большой костер

15.30-16.00 – Акция «Нас здесь не было»

Туристическая станция

Сегодня, 27.09.2015 года, день Туриста.

Ребята, а как вы думаете, кто такой турист, что означает это слово?

В толковом словаре Ожегова говорится: турист – человек, который занимается туризмом, посещает разные места в природе в оздоровительных, познавательных, спортивных целях.

Вот и мы сегодня совершим путешествие в лес, поле, в оздоровительных, познавательных целях. А это значит, мы будем сегодня туристы.

остановка «Переправа»

Описание: на земле обозначена узкая тропинка, шириной 30-35 см. Патруль выстраивается в шеренгу внутри этой тропинки. Участники должны переправиться с одного края тропинки, на другой проходя сквозь шеренгу (меняются местами). В итоге последний участник должен оказаться на месте первого.

Задача патруля: всем переправиться на другую сторону. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Мост»

Описание: над землей натянут навесной мост. Патруль по очереди его проходит.

Задача патруля: пройти и не упасть Время на выполнение 5 мин.

остановка «Карабин»

Описание: на высоте 50 см от земли из веревки натянут небольшой лабиринт, в начале которого пристегнут карабин. Ребёнок берется рукой за карабин и, двигая его впереди себя, перестегивая на препятствиях, проходит весь лабиринт.

Задача патруля: пройти весь лабиринт, перестегивая карабин. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Мышеловка»

Описание: на земле лежат пенки, над которыми установлены реечки (в виде мини-ворот). Патруль по очереди проползает по пенкам под реечками.

Задача патруля: проползти, не уронив ни одной реечки. Время на выполнение 5 мин.

Спортивная станция

остановка «Бег в мешках»

Описание: патруль выстраивается в шеренгу и по очереди прыгает 5 метров в мешке, обратно возвращается бегом.

Задача патруля: весь патруль должен успеть проскакать в мешке. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Самолет»

Описание: на земле отмечена линия старта и на расстоянии 5 метров стоит обруч. Патруль выстраивается в шеренгу и по очереди кидает самолет, пытаясь попасть в обруч (три попытки).

Задача патруля: все должны бросить самолет в обруч. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Змейка»

Описание: на земле стоят кегли-препятствия (длина пути 15 метров), патруль выстраивается в шеренгу и проходит путь с препятствиями.

Задача патруля: пройти, не сбивая кегли и уложиться по времени. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Болото»

Описание: на земле друг за дружкой лежат две пенки. Весь патруль встает на первую пенку, вторая передается в начало и патруль перемещается на неё.

Задача патруля: перемещаясь подобным образом, преодолеть расстояние в четыре пенки и не свалиться. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Меткий стрелок»

Описание: на дереве привязана корзина, на небольшом расстоянии от дерева на земле отмечена исходная линия. Весь патруль встает на исходную, и по очереди кидает мяч в корзину. Каждый участник кидает мяч три раза (три попытки).

Задача патруля: попасть в корзину как можно большее количество раз. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Футбол»

Описание: на небольшом расстоянии от двух деревьев на земле отмечена исходная линия. Весь патруль встает на исходную, и по очереди забивает мяч в воображаемые ворота (между двух рядом стоящих деревьев). Каждый участник забивает мяч только один раз.

Задача патруля: попасть в ворота как можно большее количество раз. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Мини эстафета»

Описание: Весь патруль делится на две команды. Эстафетная прямая, протяженностью 3 метра, состоит из двух этапов:

1.Пройти гусиным шагом до отмеченной линии, вернуться бегом. Дальше гусиным шагом идет следующий участник и т.д. пока все не пройдут эту часть эстафеты.

2.Пропрыгать на двух ногах (как-будто ноги связаны), не размыкая ноги, до отмеченной линии, вернуться бегом. Дальше – прыгает следующий участник и т.д. пока все не пропрыгают эту часть эстафеты.

Задача патруля: не упасть во время эстафеты. Время на выполнение 5 мин.

Интеллектуальная станция

остановка «Скороговорки»

Описание: патруль выстраивается в шеренгу и по очереди сначала читает, потом проговаривает скороговорку.

Задача патруля: правильно произнести как можно больше скороговорок. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Пойми меня»

Описание: патруль выстраивается в шеренгу друг за другом. Первый участник берет загадку, молча читает её и отгадывает (тоже молча). Затем он поворачивается ко второму участнику и жестами показывает слово-отгадку. Если второй участник понял слово, то поворачивается дальше и тоже показывает слово. Так до последнего участинка. Последний выходит и говорит слово-отгадку. Если оно не верно, то первый участник встает назад (в хвост) и патруль получает новую загадку.

Задача патруля:

остановка «Художник»

Описание: патруль выстраивается в шеренгу друг за другом. Первый участник берет карандаш и лист бумаги, а последнему участнику дается лист с рисунком. Последний участник рисует этот рисунок на спине впереди стоящего ребёнка. Тот в свою очередь рисует то, что нарисовали у него на спине, впереди стоящему. Так по цепочке картинка от последнего участника переходит к первому, который рисует на листе то, что ему нарисовали на спине.

Задача патруля: правильно отгадать загадку и правильно передать слово-отгадку. Время на выполнение 5 мин.

Игровая станция

остановка «Руки»

Описание: Патруль выстраивается в круг. Каждый участник вытягивает вперед (в центр круга) правую руку и по команде инструктора, хватает любую руку и не отпускает. Затем образовавшуюся путаницу из рук патруль должен распутать, не расцепляя рук.

Задача патруля: распутать не расцепляя рук образовавшуюся путаницу. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Танец»

Описание: патруль выстраивается в шеренгу. Инструктор показывает движения танца маленьких утят, маленьких лебедей или сиртаки, напевая мелодию. Затем патруль танцует выученный танец, но без «музыкального сопровождения». Мычать или напевать себе под нос нельзя. Танец танцуется в полной тишине.

Задача патруля: не сбиваясь станцевать танец. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Монетка»

Описание: патруль выстраивается в круг близко друг к другу. По кругу передается монетка: с большого пальца руки одного ребёнка на большой палец руки другого ребёнка.

Задача патруля: передать, по кругу, на большом пальце монетку (пуговицу) и не уронить. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Косичка»

Описание: к дереву привязано три ленты. Патруль выстраивается в три шеренги. Шеренги встают на одну линию, в каждой шеренге дети кладут руки на плечи впереди стоящего. Первые участники берут в руки по одному концу ленты и, передвигаясь вместе со своей шеренгой, заплетают косу.

Задача патруля: заплести косу, не запутываясь. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Спираль»

Описание: патруль выстраивается в шеренгу берется за руки и, начиная с последнего, закручивают спираль. После того как закрутят – раскручивают.

Задача патруля: не расцепить руки во время закручивания и раскручивания спирали. Время на выполнение 5 мин.

остановка «Песня»

Описание: патруль выстраивается в шеренгу берется за руки и, поет песню, которую назовет инструктор. Каждый участник поет по одному слову.

Задача патруля: не сбиваясь с ритма и слов спеть один куплет и припев. Время на выполнение 5 мин.

После окончания испытаний Главный судья наклеивает заработанные кусочки картинки, в присутствии представителей патрулей. В процессе приклеивания выясняется, что не хватает одного кусочка.

В это время проходит обед. Патрули расходятся по своим стоянкам на обед.

После обеда ребята убирают весь мусор и идут к общему месту.

Ведущий : «Ребята! Все очень старались, проходя Тропу испытании, и сейчас мы услышим результат, который вы вместе показали. Как вы думаете стали вы настоящими туристами? Слово предоставляется главному судье»

Главный судья : «Сегодня все патрули показали хорошие результаты, выполняя сложные задания. По итогам испытаний картинка собралась почти вся, но не хватает одного кусочка (демонстрирует картинку с отсутствующим центральным кусочком) . У вас есть возможность заработать этот кусочек, проявив творческие способности. Для этого вам необходимо показать агитку или ярко и красиво представить свой патруль. Засчитывается участие всех патрулей. Вам дается 10 минут на подготовку к выступлению. Время пошло!»…

Ведущий : «Подготовку агиток закончить! Для выступления приглашается первый патруль».

Патрули выступают друг за другом в произвольном порядке. После выступления последнего патруля выходит главный судья:

«Ну что ребята, вам понравились выступления? Если да, то громко похлопайте в ладоши (дети хлопают) . Вижу – всем понравилось. Считаю, что вы все вместе заработали последний кусочек картинки».

Судья приклеивает кусочек на место и торжественно вручает картинку:

«В память об этом удивительном дне и пройденных испытаниях, эта картинка будет храниться в вашей школе».

Ведущий: Пришло время Большого костра. В связи с высокой пожароопасностью, разжигать костры в лесу запрещено, поэтому наш костёр будет особым. Его зажжет ваша дружба и сплочённость. Все встают в большой общий круг, главный судья нажатием руки «отдаёт искорку» рядом стоящему ребёнку. Тот в свою очередь быстро, нажатием другой руки, должен «передать искорку» соседу. Сосед - своему соседу и так далее – «искорка побежала»… Когда искорка «прибежит» обратно к главному судье с другой стороны, он и все с ним вместе быстро поднимают руки, Большой костёр вспыхнул. Все кричат «УРА!!!» Поют песню: «Гори,гори ясно…»

Ведущий: Я думаю, мы очень хорошо потрудились и отдохнули, зарядились энергией и бодростью на всю трудовую неделю, а может и месяц. «А теперь прошу все патрули пройти на места своих стоянок и провести Акцию «Нас здесь не было». Она заключается в том, что вы складываете палатку, убираете стоянку от мусора и оставляете территорию такой, какая она была до вашего прихода. А, главный судья пройдет и посмотрит, кого же здесь действительно не было, а кто был и оставил горы мусора после себя».

Проводится Акция «Нас здесь не было». По окончании главный судья проходит по всем стоянкам и смотрит чистоту и выдает значки «Юный турист» каждому ребёнку.

Все строятся и отправляются домой.