Вопросы на олимпиаде по физике в индонезии. На олимпиаде по физике в индонезии российские школьники завоевали золото. Женщина случайно увидела фотосессию мамы с дочкой и поняла, какова цена идеальных снимков в инстаграме

На 48-й Международной физической олимпиаде IPhO в Индонезии все пятеро российских школьников из национальной сборной завоевали по золотой медали. Это лучший результат страны за историю участия в олимпиаде. В 2016 году российская команда завоевала четыре золотые медали.

(Всего 15 фото)

В олимпиаде, проводившейся в городе Джокьякарта с 16 по 24 июля, участвовали более 400 школьников из 88 стран. Им нужно было решать теоретические и экспериментальные задачи.

Медали получают около половины участников олимпиады, золотые медали в 2017 году получили около 60 человек. Абсолютным победителем олимпиады, показавшим лучший результат, стал Акихиро Ватанабе из Японии.

Участники российской команды

Дмитрий Плотников, выпускник московской школы №1329. До 10-го класса Дмитрий учился в школах №1303 и №1524.

Станислав Крымский, одиннадцатиклассник Академического лицея «Физико-техническая школа» в Санкт-Петербурге.

Василий Югов, выпускник пермской школы №146. Фото: соцсети.

Кирилл Паршуков, выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми.

Справа: Сергей Власенко, бывший ученик воронежской школы №8 и СУНЦ (Специализированный учебно-научный центр) МГУ.

«Еще со времен Михаила Васильевича Ломоносова Россия - одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших ученых, мы видим это и в результатах наших молодых талантов».

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева

Вручение медали Василию Югову.

Руководители российской команды - проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артем Воронов, доцент кафедры общей физики МФТИ Михаил Осин и сотрудник Лаборатории по работе с одаренными детьми МФТИ Виталий Шевченко. Готовили ребят к олимпиаде тренеры МФТИ: Валерий Слободянин, Александр Киселев, Виталий Шевченко, Федор Цыбров и Алексей Алексеев.

«Ребята приехали за десять дней до начала олимпиады, и мы решали с ними достаточно длинные и сложные задачи - чтобы набить руку и освежить их знания. Это происходило в МФТИ, у нас там специальные тренеры, тоже бывшие олимпиадники».

Артем Воронов

Участники олимпиады отдыхали от интеллектуального труда на экскурсиях по острову Ява, где она проводилась.


Российская школьная сборная по математике также показала хорошие результаты на Международной олимпиаде по математике, выиграв шесть медалей. Олимпиада, проводившаяся в Рио-де-Жанейро, завершилась 23 июля.

Золотую медаль получил Михаил Иванов (физико-математический лицей №239, Санкт-Петербург), занявший 14-е место в индивидуальном зачете. За несколько дней до олимпиады Иванов участвовал в прямой линии с Владимиром Путиным «Недетский разговор», где президент общался с талантливыми школьниками в образовательном центре «Сириус».

Серебряные медали выиграли Георгий Вепрев и Кирилл Тыщук (лицей №2, Рыбинск) и Никита Добронравов (лицей №130, Новосибирск). Бронзовые медали у Тимофея Зайцева (школа №179, Москва) и Вадима Ретинского (школа №1329, Москва). Руководил подготовкой математической сборной доцент МФТИ, глава отделения математики Лаборатории по работе с одаренными детьми Назар Агаханов. Он назвал олимпиаду этого года самой сложной в истории.

Пять школьников - пять золотых медалей. Абсолютная победа на Международной олимпиаде по физике, которая прошла в Индонезии! Конкуренция на этих интеллектуальных соревнованиях была в прямом смысле бешеная. Лучшие умы, которых готовили лучшие мировые педагоги. И в результате юные россияне впереди планеты всей.

Усталые, но счастливые. Российская сборная в полном составе демонстрирует заветные награды. Пять победителей - пять городов. Москва, Воронеж, Санкт-Петербург, Сыктывкар и Пермь.

В аэропорту медалистов Международной олимпиады по физике встречают десятки журналистов. Но перед камерами не лирики, а физики: гораздо увереннее чувствуют себя в лаборатории, чем во время общения с прессой.

«Вот непонятно, то ли ты умный, то ли просто много выучил», - говорит золотой медалист Международной олимпиады школьников по физике Дмитрий Плотников.

«На самом деле это было чувство удовлетворенности, потому что все труды, которые были вложены, было не зря», - сказал золотой медалист Международной олимпиады школьников по физике Кирилл Паршуков.

Эта олимпиада, 48-я по счету, прошла в Индонезии. Российские школьники и раньше побеждали, но такой результат показали впервые.

«Для России это рекорд Россия раньше получала четыре золотых медалей и одну серебряную, три золотых медалей и одну серебряную. В этом году мы получили абсолютный максимум», - рассказывает руководитель команды Артем Воронов.

Ребята справились со сложнейшими заданиями. Две части - теоретическая и практическая. На решение каждой - по пять часов. В Московском физико-техническом институте таким одаренным детям помогают лучшие педагоги. В этих кабинетах вырастили не одного гения. Занятия идут с удвоенной силой, ведь никогда не знаешь, что достанется на олимпиаде.

«Например, эта установка - дифракция на ультразвуке, мы эту работу детям давали, несколько лет это было вхолостую, но, наконец, это выстрелило, и такая работа оказалась на олимпиаде», - рассказывает наставник команды Валерий Слободянин.

Индонезийская Джокьякарта принимала сильнейших юных физиков из 88 стран. Чтобы победить, нужно иметь не только исключительные знания по физике, но и учитывать опыт предыдущих олимпиад.

«Очень важно знать то, что было уже раньше, потому что иногда задачи повторяются или не повторяются напрямую, но повторяются какие-то мотивы, поэтому нельзя пропускать такую возможность», - говорит золотой медалист 36-й Международной олимпиады школьников по физике 2005 года Иван Гущин.

Почти месяц Дмитрий Плотников, выпускник одной из московских школ, не был дома. Родители с гордостью показывают награды - их сын получает с младшей школы. Вспоминают: все карманные деньги тратил не на развлечения, а на оборудование для опытов.

«Наверное, у него получилось получить золото, потому что ему было интересно. Он последние пять лет выбрал направление и им занимается. Мне не хватает, допустим, с ним в футбол поиграть, но он туда время тратит, значит, все остальное для него менее важно», - сказал Владимир Плотников.

Одаренные дети становятся гостями образовательного центра «Сириус». Для ребят разработаны программы по всем видам наук, работает научный парк, культурный центр. В декабре 2015 года «Сириус» принимал олимпиаду по экспериментальной физике, Дмитрий Плотников победил и там.

В последнее время российские школьники регулярно завоевывают медали на международных научных олимпиадах. Недавно из Таиланда с победой вернулись юные химики. Абсолютным победителем стал московский школьник Александр Жигалин.

«На международных олимпиадах место определяют десятые доли балла. Важна аккуратность и быстрота решения задачи», - говорит абсолютный чемпион Международной олимпиады по химии 2017 года Александр Жигалин.

Олимпийская медаль открывает невероятные возможности для молодых ученых, ведь она гарантирует поступление практически в любой вуз в мире. Впрочем, сегодняшние герои свой выбор уже сделали - все продолжат образование в России.

02.08.2017 ТАСС 1355 просмотров


Фото: Пресс-служба Минобрнауки России

Участники из России, добившиеся выдающихся результатов на 48-й Международной олимпиаде по физике IPhO, возвращаются домой. ТАСС поговорил с призерами о том, что помогло им победить.

На олимпиаде, проходившей с 16 по 24 июля 2017 года в Джокьякарте, Индонезия, российские школьники завоевали пять золотых медалей в интеллектуальном состязании, участниками которого были 424 ученика из 88 стран.

Российская сборная в этом году выиграла на одну золотую медаль больше, чем на предыдущей олимпиаде. Золото получили: Дмитрий Плотников, выпускник московской школы № 1329; Станислав Крымский, ученик академического лицея «Физико-техническая школа» в Санкт-Петербурге; Василий Югов, выпускник школы № 146 города Перми; Кирилл Паршуков, выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми; Сергей Власенко, выпускник школы № 8 города Воронежа.

«Это дополнительный стимул к учебе, на олимпиадах узнаешь много интересного, видишь новое. Например, я был на олимпиаде в Южной Корее и в Казахстане, а просто так в этих странах не побывал бы никогда. И в Индонезии увидел много необычного: мясо с кокосом, например, или одноэтажные города, или буддийский храм Боробудур, которому больше тысячи лет. В стране, где частые землетрясения, по определенной схеме сложили храм из камней так, что он до сих пор не развалился! Разве это не интересно?!» - рассуждает Сергей.

Выпускник физико-математического лицея-интерната Сыктывкара Кирилл Паршуков считает, что секрет победы в том, чтобы «постоянно заставлять себя что-то решать и искать источники воодушевления, чтобы сидеть и заниматься физикой». На занятия физикой у него уходило около пяти часов в день. «Это уже перед олимпиадой в течение месяца. А до этого, в течение года - когда больше пяти часов, когда меньше. До этого я готовился скорее не к международной олимпиаде, а к российской, в девятом, десятом классе. Результат - трижды призер Всероссийской олимпиады школьников по физике (еще и бронзовый медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года - прим. ТАСС)», - поделился он.

Кирилл признался, что «в Индонезию ехал целенаправленно побеждать, ведь сборная России постоянно завоевывает четыре золотые медали и одну серебряную или три золотые и две серебряные». «Там нужно было побеждать - и никак по-другому. Волнения никакого не было, только уже на самом туре, когда понимаешь, что время подходит к концу, а задание не до конца выполнено - только тогда пришлось немного поволноваться. Нам давалось пять часов на теоретический тур и пять - на эксперимент, в один день сдавали теорию, во второй - эксперимент. Он оказался сложнее, хотя на самом деле я рассчитывал, что эксперимент сделаю лучше, чем теорию, но вышло по-другому», - рассказал юноша.

По словам выпускника московской школы № 1329 Дмитрия Плотникова, он высоко оценивал свои шансы на победу, но соперники оказались достойными, особенно сложно было обойти ребят из стран Азии. «Я общался с парой сильных ребят из Украины и Белоруссии, но у нас готовят лучше, поэтому результаты российской сборной были лучше. Обычно самые сильные соперники - это ребята из стран Азии, чуть послабее - европейцы», - отметил собеседник агентства.

Победителей поздравила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. «Еще со времен Михаила Васильевича Ломоносова Россия - одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших ученых, мы видим это и в результатах наших молодых талантов», - сказала глава ведомства.

В Индонезии завершилась международная олимпиада по физике IPHO-2017. Российская команда выиграла на ней пять золотых медалей — по одному на каждого участника.

Это хороший результат?

Лучший за всю историю участия России (в прошлом году были 4 золота), и в общем зачете это тоже высокий показатель: из более чем 400 участников золотые, серебряные и бронзовые медали получили только 50 человек.

Почему эта награда важна?

Потому что она наглядно демонстрирует: наша страна по-прежнему держит высокую планку академического уровня подготовки по естественнонаучным дисциплинам. Накануне российский школьник стал абсолютным победителем Международной химической олимпиады, остальные члены российской команды завоевали золотую и две бронзовых медали.

Победители — кто они и чем занимаются, кроме физики?

Знакомьтесь:

Василий Югов (Пермский край) — выпускник пермской школы № 146, многократный призер и победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, математике и информатике, абсолютный победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, золотой медалист Международной олимпиады по физике IPhO-2016.

Физик в третьем поколении. Отказался поступать в гонконгский вуз, несмотря на предложение 50 тысяч долларов ежегодной стипендии.

Каждый день по часу-полтора занимается интенсивной ходьбой по пересеченной местности, потому что считает, что настоящий ученый должен иметь хорошую физическую форму. Читает «Гарри Поттера», «Властелина колец» и произведения братьев Стругацких, любимая книга — «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Дмитрий Плотников (Москва) — выпускник московской школы № 1329, призер всероссийской олимпиады школьников по физике 2016 года, золотой медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, победитель в личном зачете по физике на Международной Жаутыковской олимпиаде 2017 года.


Большую часть знаний получил самообразованием. Променял компьютерные игры на занятия математикой, в свободное время изучает психологию. С детства мечтал изучать физику частиц, сейчас собирается поступать в НИУ ВШЭ на факультет компьютерных наук.

Кирилл Паршуков (Республика Коми) — выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми, трехкратный призер всероссийской олимпиады школьников по физике, бронзовый медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года. Помимо физики, занимался олимпиадной математикой. Увлекается спортом, интересуется экономикой. Кумир — физик Никола Тесла. Поступает в МФТИ.


Станислав Крымский (Санкт-Петербург) — ученик 11-класса питерского академического лицея «Физико-техническая школа», трехкратный победитель всероссийской олимпиады школьников по математике, двукратный победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, золотой медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, золотой медалист Международной естественно-научной олимпиады юниоров в 2014 и 2015 годах и серебряный призер в 2016.

Физикой начал заниматься, когда ему было 5 лет. Родители, ради шутки, купили ему учебник Перышкина для 7-го класса. Мальчик прочитал его и попросил следующий.

В свободное время Стас читает трагедии Шекспира, научные статьи и ставит эксперименты по химии, готовясь к борьбе с несовершенством мира.

Сергей Власенко (Воронежская область) — выпускник школы № 8 города Воронежа, трехкратный призер всероссийской олимпиады школьников по физике, серебряный медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, золотой медалист Международной естественно-научной олимпиады юниоров 2015 года.

Подготовкой учеников занимались проректор МФТИ Артем Воронов, сам в прошлом — победитель международной олимпиады по физике, а также его коллеги — доцент МФТИ Михаил Осин, сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми Виталий Шевченко и команда тренеров — Валерий Слободянин, Александр Киселев, Виталий Шевченко, Федор Цыбров, Алексей Алексеев.


Зачем вообще нужны олимпиады?

Во-первых, они стимулируют участников к творческому мышлению — олимпиадные задачи нетривиальны, к ним нельзя подготовиться простой зубрежкой.
Во-вторых, они облегчают талантливым школьникам путь в науку.
В-третьих, они показывают будущим молодым специалистам, какие задачи сейчас востребованы на практике, какие отрасли и направления научного знания актуальны. Это помогает юношам и девушкам перейти от изучения академической теории к созданию практической пользы.

Тренд физических олимпиад последних лет — рассказ об определенной области современной физики или описание сложного природного явления. Последовательно решая задачу, школьник продвигается в незнакомой области как первооткрыватель, а дойдя до конца, уже имеет об этой области сложившееся представление.

А в чем польза от побед на олимпиадах для самих ребят?

IPHO, в частности, высоко котируется в мире. Ее результаты признаются практически во всех физических вузах, предоставляющих медалистам льготы при поступлении. Медаль международной олимпиады, вполне ожидаемо, дает своему обладателю льготы при поступлении и в российские вузы. Ирония ситуации заключается в том, что все члены команды России — это победители или призеры Всеросса (по условию отбора на первые учебно-тренировочные сборы), поэтому они уже обладают правом поступления в любой физический вуз без экзаменов.

Эти льготы, однако, полезны иностранцам, которые хотят получить образование в российском институте. (К примеру, в Московском физико-техническом институте учится много международников из Белоруссии, Украины и Казахстана.)

Более того, многие международные научные и промышленные центры на таких олимпиадах присматривают для себя будущих специалистов. Победители и призеры интернациональных соревнований в дальнейшем получают приглашения на престижную, интересную и высокооплачиваемую работу.

А как насчет финансовой выгоды?

Первым с инициативой премировать одаренных школьников, занявших призовые места на национальных и международных олимпиадах, выступил Владимир Путин. Президентский указ «О мерах поддержки талантливых детей и молодежи», вышедший в 2016 году, предлагал присуждать 5 350 денежных премий в год школьникам и студентам. В частности, за победу на всероссийской или международной олимпиаде — 60 тысяч рублей (всего 1 250 наград), призерам олимпиад — 4 100 премий по 30 тысяч рублей.
Однако на 2017 год программу, увы, не продлили. Единственные, кому повезло — московские школьники, получающие премии из регионального бюджета.
Эту проблему подняли участники встречи Путина со школьниками. Вопрос воспитанника образовательного центра «Сириус» Егора звучал так: «Почему призерам олимпиад выплачивают премии, только если они из Москвы? До 2016 года выплачивали всем». Президент обещал разобраться в ситуации.

Кстати:

Сложность международных предметных олимпиад постоянно растет. На самой первой Международной олимпиаде по физике (1959 год) давали задачи, которые сегодня получают школьники, участвующие в региональном туре Всероссийской олимпиады. Правда, тогда эти задачи давались впервые, и никто не знал, как их решать.
Сегодня в физике изменились и сложность задач, и их формат. Если раньше они были похожи на задания Всероса, то сейчас они очень длинные и разбиты на ряд пунктов. Это усложнение связано с ростом уровня участников. После 2000 года, когда Россия в последний раз оказалась выше Китая, азиаты стали наращивать позиции по естественным наукам, и это тоже повлияло на усложнение олимпиадных заданий.

Последние дни заголовки СМИ пестрят новостями о победе российских школьников на международной олимпиаде по физике IPhO 2017 - впервые за всю историю участия России и СССР на IPhO все члены сборной получили золотые медали. Мы пообщались с ребятами и узнали подробности об их победе и планах на будущее.

На прошлой неделе в Джокьякарте, Индонезия, прошла 48-ая Международная олимпиада по физике IPhO 2017. В ней приняли участии более 400 школьников из 88 стран. Медали получила примерно половина юных физиков, а высшую награду, золотую медаль, вручили 60 школьникам.

Россию на олимпиаде представляли четыре одиннадцатиклассника и один десятиклассник в из разных уголков страны: Дмитрий Плотников из московской школы № 1329, Станислав Крымский из академического лицея “Физико-техническая школа” Санкт-Петербурга, Василий Югов из школы № 146 Перми, Кирилл Паршуков из физмат лицея-интерната Республики Коми и Сергей Власенко из школы № 8 Воронежа. Подготовка сборной проходила в МФТИ, со школьниками работали преподаватели, аспиранты и студенты Физтеха.

Слева направо: Василий Югов, Дмитрий Плотников, Кирилл Паршуков, Станислав Крымский, Сергей Власенко

Расскажи о своем увлечении физикой. С чего ты начинал, как смог дойти до такого высокого уровня?

Сергей Власенко : Интерес к физике и математике у меня, наверное, от дедушки - он был инженером. Серьёзно заниматься физикой я начал в 9 классе, когда прошёл на Всерос. А дальше как-то само пошло.

Кирилл Паршуков : Летом после 8 класса я съездил в кировскую ЛМШ, там меня и заинтересовали олимпиадной физикой. Я поставил себе цель пройти на Всерос в 9, стал призером. В 10 классе вошел в число кандидатов в сборную.

Дмитрий Плотников: Преподаватель по физике из 1524 лицея замотивировал, я учился там с 6 до начала 9 класса.

Станислав Крымский: Когда я учился в начальной школе, мне было интересно читать учебники по физике. Поэтому к 6 классу я уже был готов участвовать в городской олимпиаде по этому предмету. Задачи за 7 класс были простыми, а вот за 8 и выше уже вызывали трудности, пришлось много заниматься. Постепенно я изучил теорию, но надо было научиться решать задачи, применяя её. Я брал архив олимпиады за определённый класс, прорешивал задачи за все годы. Это вошло в привычку, как зарядка. В 2014 году прошёл на всерос, я был тогда в 7 классе. Стал призёром. Вот тогда Валерий Павлович Слободянин и позвал меня в Долгопрудный на сборы к IJSO. На сборах я понял, что многое могу. Поверил в себя. Это мотивировало. Надо было помимо физики очень сильно углубиться в химию и в биологию, потому что на IJSO задания даются по всем трём предметам. В конце концов я прошёл в команду и в Аргентине получил свою первую золотую медаль межнара, пусть и юниорского. Вот тогда-то товарищи по команде и объяснили мне, что настоящим достижением может считаться только участие в “большом межнаре” – IPHO. Пришлось ещё три года тренироваться, и всё получилось. Очень помог опыт участия в IJSO. Я понял, что значит “ботать”.

Василий Югов : К седьмому классу я уже был опытным олимпиадником и неплохо тащил математику. После шестого класса я перешел в физико-математическую школу 146 г. Перми, где работает замечательный учитель физики – Полянский Сергей Евгеньевич. Опытным глазом он что-то во мне разглядел и взялся за мою подготовку всеми своими силами. Также помогли две поездки в кировскую ЛМШ. В результате в восьмом классе я уже был призером всероссийской олимпиады по физике за девятый класс. Секрет успеха прост. Ежедневный труд, сосредоточенность, отличный наставник и, наверное, природные данные.

Ты участвовал в олимпиадах по другим предметам?

Сергей Власенко : Особенно крупных побед у меня по другим предметам, пожалуй, не было. Я участвовал в заключительном этапе Всероса по математике в 11 классе, был призёром региона; стал победителем “Физтеха”. А ещё в 9 классе был победителем региона по экологии и призёром по химии. Ещё участвовал в олимпиадах по информатике регионального уровня.

Кирилл Паршуков : Интересовался олимпиадой математикой, дальше призерства на регионе не доходил.

Дмитрий Плотников: По другим предметам – не особо.

Станислав Крымский: Три раза я получал диплом победителя на всероссе по математике. К сожалению, биться за место в команде на межнар по двум предметам одновременно невозможно. Это обидно. Очень завидую Гермионе Грейнджер с её маховиком времени. Он мне просто необходим! В 7 классе я ещё ездил на всерос по астрономии, даже стал призёром. Но от астрономии пришлось отказаться, как и от информатики. Добиться высоких результатов можно, занимаясь лишь одним предметом. Нельзя разбрасываться.

Василий Югов : Я призер финала всероссийской олимпиады школьников по математике и по информатике.

Как проходили тренировки перед IPHO?

Сергей Власенко : Сначала отобрали примерно 30 человек со Всероса 10 класса. Затем прошло несколько учебных и отборочных сборов и Всерос 11 класса, после чего осталось 7 человек, которые затем поехали на Азиатскую физическую олимпиаду, APhO. По результатам APhO и предыдущему рейтингу выбрали 5 человек (нас), которые и участвовали в IPhO. Непосредственно перед олимпиадой были ещё одни тренировочные сборы.

Сборы включают в себя лекции, семинары, тренировочные и отборочные теоретические и экспериментальные туры межнарского типа.

Кирилл Паршуков : В течение года проходили сборы, на них нас готовили и отбирали.

Дмитрий Плотников: Лично я не готовился, старался отдохнуть психологически, потому что большинство ребят именно на дурацких ошибках сливаются.

Станислав Крымский: Интенсивно. Команда приехала в Долгопрудный 3 июля. Установочные сборы начались 4 июля. 10 дней занятий как хорошая смена в летней школе. Это как раз то время, когда успеваешь войти в ритм занятий, а усталость ещё не успевает проявиться. Много было экспериментов и интересных лекций с заделом на будущее.

Василий Югов : Тренировки проходили дома (самоподготовка) и в Долгопрудном, в МФТИ, где и готовится сборная страны.

Сертификат победителя олимпиады.